1 декабря 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть VI. Учимся не держать III.

Чуть поспешил с обещаниями, надо еще немного потоптаться на месте.

Оглянувшись назад, обратим внимание чем же, обобщенно, в первую очередь предлагается заниматься.
(Речь здесь конечно только про кисти, со всем остальным считаем все в порядке).

Предлагается заниматься ситуационной адаптацией рук.
Она реализуется за счет специфического тонуса, который, для удобства, предлагаю называть следящим. (См. текст Мышечные тонусы).
Этот тонус позволяет организовать движение извне. Не пассивное, активное, но не совсем произвольное.
Таким движением Вы например гладите ребенка по голове. Продвижение руки происходит произвольно, а вот следование форме головы -- нет.

Такой тип тонуса играет очень большую роль в жизни вообще и в обучении движению в частности. И с ним при ДЦП -- проблемы.

Самый удобный подход к нему -- через совместное, согласованное движение, которым я поэтому так настойчиво предлагаю заниматься.

Так вот, с некоторого момента надо налаживать следящий тонус во все более сложных условиях. Избавляясь постепенно и от совместности и от сенсорной поддержки через тело.

Типичное занятие -- протирание стола.
Поначалу Вы водите рукой ребенка, плоско лежащей на поверхности ладонью, постепенно, по мере освоения, доверяя ему все большую часть действия.
Может быть подменив в какой-то момент свою руку на вторую руку ребенка, если это необходимо для того, чтобы ладонь прилегала к столу и пальцы не разбегались.
Очень удобное занятие, отлично встраивается в привычный режим.

Еще одно очень хорошее занятие, но более сложное -- мытье овощей.

Мда, тут-то без пропущенного нами согласования пронации-супинации и приведения-отведения кисти не обойтись.

Лучший "согласователь" -- подходящего размера банка с крышкой на резьбе.
Одна рука ладонью на крышке, вторая наоборот, на дне.
одна, скажем правая, сверху, ладонью вниз, а вторая снизу -- ладонью вверх.

Теперь меняем их местами. В смысле: откручиваем крышку, не отпуская руки, на один оборот.
Банка при этом переворачивается и руки, следуя за ней, тоже.
И обратно, закручиваем. (лучше если в банке при этом что-то будет симпатично шуршать, например ракушки. занятие это тогда вполне можно превратить в часть музицирования.

Типичный образец аналогичного движения в жизни -- лепка снежков.

Для Вас это кажется легким и простым, но не для ребенка. Вероятно потребуется некоторое время и приличная эмоциональная поддержка для того, чтобы он освоил это движение.
Очень желательно сделать его легким и привычным.

Потому как на нем построена вся наша двуручная деятельность.

И дело не только в том, что все реальные движения ассиметричны и поэтому без них никак на практике, но и в том, что асимметричные, но согласованные события в разных полушариях мозга нужны по очень многим причинам.

Энгельс со своей теорией о том, что человека человеком сделала палка, был конечно неправ, но если угодно почти угадал.
Двуручная деятельность похоже доступна только человеку, и палка -- замечательный инструмент для ее организации.
Но это очередная "отдельная тема".
Нам не туда.

Пока нам надо закрепить правильное сопоставление рук.

Для этого очень удобны две позы:

-- Сидя на низенькой, 10-20 см высотой в зависимости от роста, скамеечке (которую отлично заменяет пачка книжек вложенных в пакет и стянутых скотчем).
-- Сидя по турецки.

В обоих положениях очень желательно иметь за спиною опорную стенку.

Ценность этих положений в нашем случае в том, что в них предплечья очень естественным образом опираются на бедра.
Это обычные крестьянские рабочие позы.

Первую ДЦП-ята держат гораздо лучше, между ног можно поставить ведерко и например чистить картошку, когда научимся.

Вторая хороша для мелких манипуляций, кисти в ней расположены значительно удобнее для глаз.

Но, к сожалению, для очень и очень многих ДЦП-ят она противопоказана.

Несмотря на то, что буквально все подряд, а не только "йогнутые" настойчиво засовывают в нее детей, проверить это в отношении своего ребенка можно за 2 минуты.

Конечно, это тоже очередная "отдельная тема", но ведь нужная вроде, и если не сейчас, то когда? Так что извините.

Итак.

Кладем ребенка на спину. Под поясницу ему желательно подложить что-нибудь толщиной в пару сантиметров, например собственные пальцы, для того, чтобы обеспечить положенный при сидении лордоз. Берем ногу и ведем вверх, пяткой по бедру другой ноги, к паху.

Для того, чтобы сидеть по турецки надо чтобы пятка спокойно удерживалась на уровне паха.
Если она достает до паха,
даже с небольшим усилием, то будет опрокидывать таз назад.
Ну и все тело заодно.
А если не достает, то тем более.

У ДЦП-ят часто не достает, ноги в рот они в соответствующем возрасте, перед освоением сидения, не таскают, поэтому таз у них часто сильно заваливается назад.
Прибавьте сюда еще обычный дефицит сгибателей бедер и становится понятно, что сидеть им по турецки ну оч-чень неудобно.

Некоторые правда, несмотря на опрокинутый таз, научаются изображать прямую спину, но за счет создания лордоза в грудном отделе.
Потому как кифоз в поясничном отделе при опрокинутом назад тазе ведь никуда не денешь.

Поза эта еще более патологическая, чем с поза с круглой спиной.
Поэтому ДЦП-ята положение сидя по турецки как правило избегают, но на сегодня бездумное запихивание в него неподготовленных детей ну очень популярно.

Конечно поза хорошая, желательно ее освоить, но для этого нужно проделать соответствующую работу, но это уж точно "отдельная тема", так что быстрее к нашим баранам.
На чем мы там остановились?

На удобной, для освоения двуручной деятельности, позе.

Получается что часто просто нет альтернативы низенькой табуреточке у стенки.

И, поначалу, мытью игрушек или овощей.
Желательно конечно было бы иметь специальные перчатки для чистки овощей, но они у нас не распространены, а уж где детские взять совсем не знаю.

Но и с мытьем овощей ребенку часто не легко освоиться, его надо всячески поддерживать в этом занятии, потому как это замечательная деятельность улучшающая возможности манипуляции вообще.

Следить надо за правильным, осевым, без приведения и сгибания или разгибания, положением кистей, и отсутствием любых других вычурных установок.

Пусть ребенок правильно вымоет одну картофелину, хотя неправильно вымыл бы 10.

Правильная координация не только выглядит лучше, она эффективнее, поэтому через полгода Ваш ребенок сможет вымыть ведро картошки правильно, или так и останется на 10 если не переучится с неэффективного навыка.

Дело конечно не в картошке, а в развитии функциональных возможностей.

Осваивать письмо не имея развернутой функциональной базы можно конечно, но тогда именно с целью ее расширения.

Так что находите любые подходящие ситуации в которых ребенок может развивать пластические возможности своих рук.
Их много.

Очень трудно начать.
Для этого Вам надо приобрести некие знания и навыки, но если телегу сдвинуть с места, то дальше ее катить, как известно, значительно легче.

Комментариев нет: