29 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть VI. Учимся не держать II.

Продолжаем про остаток хватательного рефлекса.

Судя по поведению младенцев во время кормления, когда они так и норовят за что-нибудь схватиться, хватательный рефлекс сильно связан с оральными (ротовыми).

Поэтому видимо очень часто, одновременно с активностью хватательного рефлекса, наблюдаются проблемы с речью.
Так что гасить его надо не только для того, чтобы ручку лучше держать.

Если обсасывать и облизывать собственные руки ребенку почему-либо не нравится, (например по возрасту), то есть конечно и другие инструменты.

Простейший из них -- толстая деревянная нелакированная палка, которую надо вложить в руки ребенка и возить туда-сюда и/или проворачивать. Под тем или иным предлогом, или без оного.

Массивное раздражение ладоней является сильной провокацией рефлекса, но если ребенок чувствует свою заинтересованность в движениях палки, то старается ее не схватывать.

Это может быть очень сложно, даже просто невозможно поначалу.
Но если вначале обжать кисть ребенка своей рукой вокруг палки, а затем уменьшив давление, чуть провернуть и снова обжать, а то и просто активно тереть руку ребенка снаружи, а палку проворачивать медленно, то часто номер удается даже при исходно очень высоком рефлексе.

Перебирая варианты и нащупывая рабочие, надо стремиться к тому, чтобы ребенок научился сам делать это упражнение, то есть одной рукой палку двигать в другой.
Есть несколько очевидных форм выполнения упражнения. Поэкспериментируйте.
Годится все, что помогает ребенку оттормозить рефлекс.

Успешность конечно должна быть заметна сразу, хотя может пройти довольно много времени, прежде чем проблема пропадет.

Поначалу работа с такого рода задачами должна быть достаточно интенсивной, чтобы умение справляться с ситуацией развивалось, а затем и стало привычным, но после их освоения, объем занятий может быть очень невелик.
В любом случае обычно нужно несколько месяцев для того, чтобы новый навык закрепился, поэтому главное -- пусть понемножку, но заниматься.

Вернемся к оглаживаниям.

Их, как и большинство ДЦП-шных упражнений, надо делать медленно и с обязательными паузами между движениями, тогда постепенно доступная скорость будет расти.

Постепенно, по мере улучшения регуляции сгибания-разгибания пальцев, становится доступным и оглаживание более сложных участков тела, но движение надо правильно строить.
Так, чтобы ладонная поверхность кисти полностью прилегала к поверхности тела, и от руки не требовалось никаких движений кроме сгибания-разгибания пальцев.

Обычно после этого, хотя зачастую наоборот, раньше, можно заняться движениями в запястье при сохранении формы кисти.

Часто имеет смысл освоить предварительную пассивную форму упражнения.

Соберите кисть ребенка в кулак, и, охватив его снаружи, раскачивайте, сгибая и разгибая руку в запястье.

Маленькое отступление, пару слов про пассивные упражнения.

Есть три типа пассивных упражнений:

1. Чем меньше ребенок замечает, что с его телом происходит, тем лучше.
Таким способом осваиваются новые положения.

2. Ребенок пассивно и вполне безразлично наблюдает за происходящим с его телом.
Бывает и такое нужно, например на некоторых этапах растяжки.

3. Ребенок максимально вовлекается в событие пассивного движения душевно.
Основная форма занятий для последующего овладения самостоятельным движением, после которой следует переход от пассивного к совместному движению.

У нас как раз третий случай, так что хотите пойте, хотите пляшите, хотите сказку вместе придумывайте, все ваши таланты в таких занятиях найдут себе применение, а если таковых не имеется, то придется развить.

Дело в том, что чем примитивнее движение, тем труднее придать ему содержательность для ребенка.

Сделать так, чтобы сгибание-разгибание в запястье не надоело к третьему разу бывает не просто.

А между тем именно через него открывается выход на качественно другой уровень управления кистью, потому-как основные мышцы управляющие пальцами находятся в предплечье, и при движении в запястье, при сохранении формы кисти, они все работают, и
работают согласовано.

Дальше, понятное дело, надо переходить обратно к оглаживанию, но продольному, вдоль пальцев разрабатываемой руки.

Удобно опять вернуться к предплечью, но потирая его поперек. Аналогично поперек потирается и бедро.

Все это удобно делать во время купания, если требуется вводя ритуализированно медленные фазы в которых ребенку удается принимать участие.

Естественно, что эти движения еще может понадобится состыковывать и с пронацией-супинацией и с приведением-отведением кисти, но это уже обычно проще.

Собственное тело для этих упражнений отличный, хотя и не единственно возможный тренажор. Главное побольше совместных, но как можно более доступных ребенку движений, в которых он чувствует свою заинтересованность и принимает посильное участие.

Дальше про развитие манипуляции в маневр инструментом.

Комментариев нет: