31 декабря 2008 г.

Вертикализаторы, реклинаторы, супинаторы и прочие туторы. Что общего? III

Попробуем сформулировать общие принципы работы с туторами.

1. Надо следить за тем, чтобы с помощью тутора не ослабить и без того слабые функции.

Типичный пример -- мышцы поддерживающие свод при стоянии в вертикализаторе.

Человек вообще не приспособлен для длительного стояния, поэтому для всех стоячих профессий характерны проф. заболевания стоп.

Младенцы нормально тренируют стопы с первых дней жизни и набирают время стояния очень постепенно.

Для не прошедшего весь этот путь ДЦП-нка даже с самыми замечательными стопами вертикализатор создает значительную угрозу не только "засыпания" всех подошвенных рефлексов, но и стопных деформаций, если не проводить активную профилактическую работу.

2. Надо стремиться к тому, чтобы во время занятия блокировался одномоментно только один сустав.

Это позволяет налаживать без такой блокады трудно осваиваемые кординации.

Например в том же вертикализаторе (переднем) можно зафиксировать голени (наклонив их вперед примерно до носков и, обеспечив необходимую опору сзади, присаживаться и вставать.

(Таким образом можно преодолеть одну из критических для ДЦП-ят проблем с освоением выноса вперед от опоры тазобедренных суставов при ходьбе).

3. Акцент на одно единственное положение создаваемый тутором требует, как правило, активной работы по поддержке других функциональных положений.

Иначе возникает угроза снижения доступных объемов движения и их обеднения.

4. Осваивать тутор надо в любом случае очень постепенно.

Обычные времена поначалу составляют зачастую всего 1-2 минуты, т. е. только одели -- уже снимаем.
Лучше с этого начинать в любом случае.

Потом 10-15 минут, но стремиться надо к 3-4 часам в день.
(Мы здесь не про ночные варианты).

Эти 3-4 часа подразумевают большое количество пауз, вовсе не раз в час, если функциональная нагрузка в туторе постоянна.
Например это вертикализатор.
Если это скажем тутор на запястье, то все проще.

Проведите на себе небольшой эксперимент.

Встаньте оперевшись спиной на стенку, возьмите в руки любимую книжку, засеките время и, запретив себе переминаться с ноги на ногу и отклонять тело от фиксированного положения, почитайте в удовольствие.

Положение очень близкое к тому, в котором оказывается ДЦП-енок в вертикализаторе.
С той только поправкой, что вы наверно без всяких существенных проблем можете полдня вообще не присаживаться, т.е. раз в 100 его повыносливее в этом положении.

Думаю Вы очень скоро с удивлением обнаружите почти непреодолимое желание хоть как-то подвигаться, но ни-ни, нельзя, честно не шевелимся.

Вскорости Вы заметите, что Вам стало очень сложно заниматься текстом.
Есть гораздо более важные события, которые требуют Вашего внимания.
Это и неприятные ощущения в ногах и нарастающее, трудноусмиряемое желание подвигаться.
Не до чтения.

(Я очень часто испытываю большое желание засунуть некоторых граждан в рекомендуемые ими приспособления на рекомендуемые ими времена.

Бывает и другое желание -- заставить их самих раз десять подряд засунуть ДЦП-енка в вертикализатор, затем из него в кресло, затем положить на пол, обратно в кресло и из него в вертикализатор.
И ребеночек должен быть не мелкий и не простой.

Думаю подавляющее большинство разного рода приспособ и связанных с ними методик быстренько перестали бы рекламировать.
По моим прикидкам минимум 9/10).

Таким образом Вы убедитесь, что находится в фиксированном положении стоя на ногах больше 10 - 15 минут и Вам не просто.

Ребенок, который вообще стоять не умеет испытывает гораздо большие трудности, на которые никто не обращает внимания.

Результатов обычно два -- депривация и игнорирование.

Ребенок перестает видеть во взрослых людей, к которым можно обратиться с проблемами, и способных адекватно реагировать на его переживания. В список таких людей для начала попадает занимающийся с ребенком человек, но обычно этот список быстро расширяется.

Приложив, как правило, немаленькие усилия, часто, но не всегда, можно восстановить некоторое доверие к людям, но память о пережитом остается на всю жизнь.

Это про депривацию, которой по опыту помогают в той или иной степени обзавестись большинству интенсивно леченых ДЦП-ят.

Но может быть еще хуже -- привычное игнорирование, тоже регулярно встречающееся.
Ребенок просто перестает обращать внимание на то, что там происходит с его телом.
Ну и естественно активно пользоваться игнорируемой частью тела.
Со всеми вытекающими последствиями в виде усугубления картины пареза.

На практике большинство, как уже говорилось, разработчиков вертикализаторов вовсе не задумывались о том, как человек должен в их изделие попадать и как из него выбираться.
Зачастую на одного ребенка нужны для этого три взрослых.

Поэтому первым признаком приличности вертикализатора является возможность присаживания прямо в нем, без чего употребимость этих предметов резко затруднена а любом случае.

Ведь первичные времена стояния в некоторых случаях ограничиваются буквально десятком другим секунд, после чего надо сесть.

Я уже не говорю, о том, что многие элементы фиксации, в том числе массово применяемые, просто причиняют дискомфорт.

Типичный пример -- везде прописанный угол в 90 градусов между сидением и спинкой инвалидных кресел.

Это при том, что отлично известно из эргономики, что человек нормально его переносит очень ограниченное время.

Именно поэтому вся мебель для длительного сидения не инвалидов имеет гораздо больший угол между сидением и спинкой.
См. автомобильные, самолетные и пр., в том числе сидения для космонавтов.

Только инвалиды должны маятся в заведомо неприемлемых условиях.

Конечно они как-то пытаются выкручиваться, обычно просто несколько съезжая вперед и создавая таким образом приемлемый угол в тазобедренных суставах, но ... ценой неизбежных неприятностей с поясницей и не только.

Некоторые особо умные производители делают спинку инвалидных кресел отклоняемой назад, но ... при остающемся горизонтальным положении сидении, что только усугубляет проблему.

5. Ну и напоследок надо сказать, что туторы зачастую ничем не заменимые в работе приспособления, которые в виде минимума могут значительно повысить эффективность занятий.

1 комментарий:

Оля комментирует...

Леонид Михайлович, а можно поподробнее про сидения и коляски в частности? Что нужно сделать, чтобы они были удобные? А то я, если честно, не только стоять долго не могу, но и сидеть тоже ;)
То есть я так поняла, что спинка долна быть не вертикальная, а сидение при этом не горизонтальное. А между ними какой градус - больше 90?
А еще меня волнует вопрос, какие удерживающие устройства там должны быть? Нижние ремни вокруг ног у Надюхи в коляске мне нравятся, в общем, только Надька хоть и перестала съезжать вниз, теперь скашивается вбок, голову тоже постоянно набок поворачивает и ноги тоже свешивает набок с подножки. Правда, ноги, я так подозреваю - это следствие от того, что туловище перекошено. Совсем уж привязывать ребенка во всех метсах к коляске как-то не хочется, но с другой стороны так она позу тоже как правило никак сама не меняет, только поза при этом еще и вся кривая...