8 декабря 2008 г.

Лежачий стояк, или стоячий лежак VII.

Единственное известное мне свидетельство "с той стороны", текст в котором рассказывается о переживаниях человека, преодолевающего ДЦП, это маленькая книжка Миши Висенса "Подражая Кентавру".

Рекомендую.
Поможет понять насколько это большое и творческое усилие -- научить свое тело тому, что оно не умеет.
Мише было 40 лет, и он описывает переживания взрослого, состоявшегося человека.
Детям -- гораздо сложнее.

Дальше довольно трудный для восприятия кусок.

Без соответствующих привычек такие вещи рассматривать, очень советую все подряд проделывать, пошагово.

Может быть придется совсем медленно пробираться, но если остается что-то непонятым, то дальше чтение становится все более непонятным и бессмысленным.

Желательно и присмотреться как описываемые движения в жизни выглядят.

Я сознательно минимизирую текст, попытки разворачивать подробности по опыту не помогают.

По коням.

Кроме того, что корпус должен уметь держать контралатеральное опорной ноге напряжение, для стояния и ходьбы нужны и другие основные асимметрии:
-- Асимметричное отведение-приведение бедер.
-- Асимметричная работа ротаторов бедер.

Займемся отведением-приведением.

Когда мы делали эксперимент с боковыми наклонами по первому варианту, и таз шел в сторону, противоположную наклонам корпуса, мы пользовались своей способностью асимметрично напрягать приводящие и отводящие мышцы бедер, которые и обеспечивали организацию баланса при этих наклонах.

Благодаря этой способности мы умеем переступать с ноги на ногу.
ДЦП-ята -- не умеют. Не все конечно, но очень многие.

За эту способность стоит побороться.

(Понятно, надеюсь, что стандартные занятия в вертикализаторах легко затрудняют приобретение этой способности.
Это не значит, что они чисто вредоносны.
Все лекарства -- яды, но лечиться ими как известно можно.
Если осторожно).

В нашей стойке есть простая возможность для запуска этой координации.

С широко расставленными ногами таз образует равнобедренную трапецию с большой разницей оснований.
Поэтому даже небольшой сдвиг верхнего основания трапеции (это не у меня, в данном случае, образовалось "верхнее основание", а у геометров) вызывает сильный перекос таза.

Попробуйте сами.

Выравнивающее положение головы, боковое сгибание корпуса, соответствующее такому перекосу, происходит в противоположную от предыдущей версии перекоса таза.
(Той, которая с подкладкой-подставкой).

Тогда была укорочена и напряжена контралатеральная опорной ноге сторона тела, а теперь?
Теперь укорочен бок со стороны опорной ноги, а растянут, но напряжен со стороны неопорной.

Нужны -- обе координации.
Одна для подъема ноги, а другая -- для ее постановки.
Поэтому надо будет еще осваивать и переключение с одной на другую.

Не удержусь от ма-аленького отступления.

В полностью развернутом виде такую позу очень любили греческие скульпторы.
Да и все последующие тоже любят, см. "Давида" Микеланджело, не считая особо выдающихся, по бездарности и способности нравиться начальству, многочисленных создателей московских памятников.

У скульпторов это такой приговор -- не умеет ставить скульптуру на одну ногу.
Вот автор "реактивного гагарина" не умел. И ничего, обошелся.

Возьмите картинки Давида, а еще лучше серии снимков человеческих локомоций и посматривайте на них при случае, поможет понимать что надо Вашему ребенку.

Конец отступления.

Мы обнаружили, что мышцы умеют не только напрягаясь укорачиваться, но и удлиняться.

Это крайне важная способность с которой тоже плохо при ДЦП.
Например эта проблема мешает протянуть вперед руку: бицепс должен удлиняясь увеличивать тонус. А если он не умеет?
Крылышки вместо рук.
Ведь крыло всегда движется преодолевая сопротивление.
Поэтому такое трагическое ощущение от птицы, бьющейся в руках.

Таким образом очень нужен тонус, который я для ясности предлагаю называть уступающим.
Немножко подробнее про тонусы в тексте Мышечные тонусы.

А здесь и сейчас нам важно сообразить, что у ДЦП-енка, пытающегося выстроиться в "Давидовской", пусть упрощенной позиции, в которую мы ведь его легко, как Вы понимаете, можем в нашем лежаке засунуть, образуется куча проблем.

Ноги хотят обратно, в симметрию. И по форме и по тонусу.
Тело хочет в симметрию. И по форме и по тонусу.
И голова тоже хочет в привычное и освоенное.
Но ничего для них всех хорошего проектом не предусмотрено.

И в зависимости от от того, какой фрагмент побеждает в "конфликте интересов", ребенок рвется в ту или другую сторону и вообще вся эта история ему сильно не нравится.
Естественно.

Поэтому обычно надо придумывать некую версию поведения, чтобы всем сестрам по серьгам и не разориться при этом.

Например можно устраивать игру, в которой основные, связанные с "перекосом оснований" положения, выстраивались на коротенькое время и проходились.

Положений всего ничего.

1. Основная, симметричная стойка.
2. "Перекос оснований" с симметричным корпусом. (Таз тоже корпус, а значит в этом положении тело наклонено вбок, но позвоночник прямой).
3. Латеральное сгибание корпуса в сторону опорной ноги, до "вертикального" положения головы.
4. Гиперкомпенсация, сгибание корпуса в сторону опорной ноги и голова наклонена в сторону опорной ноги.
5. Сгибание корпуса с наклоном головы в противоположную опорной ноге сторону.
(Опорной мы здесь называем более вертикальную ногу).

Более сложные версии мы не рассматриваем, обойдемся. С этими бы справиться.

Перечитайте, встаньте сами в эти положения и их запомните.

А теперь попробуйте некоторое время между ними бессмысленно пометаться.

Думаю Вам очень быстро надоест и возникнет желание все это безобразие прекратить.

Бессмысленные, никуда не ведущие положения.
И не то, чтобы очень неудобные, но и не комфортные.
И не понятно чего вы в них делаете?
И как Вас вообще сюда занесло?

Ну и ребенок относится к ним примерно так же.
И, естественно, рвется на выход, в нормальную жизнь.

Чтобы этого не происходило, надо минимизировать количество разрешенных в игре переходов и максимально их ритмизировать, стремясь протанцовывать.
Потом построить другой набор движений, потом третий.

А там глядишь и усложнение такого набора будет приветствоваться ребенком, ведь это окажется отличной забавой.

Скажем, отыгрывая музыкальный бой часов, показав ребенку механических танцоров.
Или колокольный звон.
Главное, что каждое движение вызывает определенный "бум-трам- пам-пам".

Соответствующий набор "бумов", "дзиней" и прочих "бабахов" придется сочинить самостоятельно, под рисунок движений ребенка.

Отыграть такой набор совершенно естественно, как призывающий идти на обед, или гулять.

Комментариев нет: