Рекомендую.
Поможет понять насколько это большое и творческое усилие -- научить свое тело тому, что оно не умеет.
Мише было 40 лет, и он описывает переживания взрослого, состоявшегося человека.
Детям -- гораздо сложнее.
Дальше довольно трудный для восприятия кусок.
Без соответствующих привычек такие вещи рассматривать, очень советую все подряд проделывать, пошагово.
Может быть придется совсем медленно пробираться, но если остается что-то непонятым, то дальше чтение становится все более непонятным и бессмысленным.
Желательно и присмотреться как описываемые движения в жизни выглядят.
Я сознательно минимизирую текст, попытки разворачивать подробности по опыту не помогают.
По коням.
Кроме того, что корпус должен уметь держать контралатеральное опорной ноге напряжение, для стояния и ходьбы нужны и другие основные асимметрии:
-- Асимметричное отведение-приведение бедер.
-- Асимметричная работа ротаторов бедер.
Займемся отведением-приведением.
Когда мы делали эксперимент с боковыми наклонами по первому варианту, и таз шел в сторону, противоположную наклонам корпуса, мы пользовались своей способностью асимметрично напрягать приводящие и отводящие мышцы бедер, которые и обеспечивали организацию баланса при этих наклонах.
Благодаря этой способности мы умеем переступать с ноги на ногу.
ДЦП-ята -- не умеют. Не все конечно, но очень многие.
За эту способность стоит побороться.
(Понятно, надеюсь, что стандартные занятия в вертикализаторах легко затрудняют приобретение этой способности.
Это не значит, что они чисто вредоносны.
Все лекарства -- яды, но лечиться ими как известно можно.
Если осторожно).
В нашей стойке есть простая возможность для запуска этой координации.
С широко расставленными ногами таз образует равнобедренную трапецию с большой разницей оснований.
Поэтому даже небольшой сдвиг верхнего основания трапеции (это не у меня, в данном случае, образовалось "верхнее основание", а у геометров) вызывает сильный перекос таза.
Попробуйте сами.
Выравнивающее положение головы, боковое сгибание корпуса, соответствующее такому перекосу, происходит в противоположную от предыдущей версии перекоса таза.
(Той, которая с подкладкой-подставкой).
Тогда была укорочена и напряжена контралатеральная опорной ноге сторона тела, а теперь?
Теперь укорочен бок со стороны опорной ноги, а растянут, но напряжен со стороны неопорной.
Нужны -- обе координации.
Одна для подъема ноги, а другая -- для ее постановки.
Поэтому надо будет еще осваивать и переключение с одной на другую.
Не удержусь от ма-аленького отступления.
В полностью развернутом виде такую позу очень любили греческие скульпторы.
Да и все последующие тоже любят, см. "Давида" Микеланджело, не считая особо выдающихся, по бездарности и способности нравиться начальству, многочисленных создателей московских памятников.
У скульпторов это такой приговор -- не умеет ставить скульптуру на одну ногу.
Вот автор "реактивного гагарина" не умел. И ничего, обошелся.
Возьмите картинки Давида, а еще лучше серии снимков человеческих локомоций и посматривайте на них при случае, поможет понимать что надо Вашему ребенку.
Конец отступления.
Мы обнаружили, что мышцы умеют не только напрягаясь укорачиваться, но и удлиняться.
Это крайне важная способность с которой тоже плохо при ДЦП.
Например эта проблема мешает протянуть вперед руку: бицепс должен удлиняясь увеличивать тонус. А если он не умеет?
Крылышки вместо рук.
Ведь крыло всегда движется преодолевая сопротивление.
Поэтому такое трагическое ощущение от птицы, бьющейся в руках.
Таким образом очень нужен тонус, который я для ясности предлагаю называть уступающим.
Немножко подробнее про тонусы в тексте Мышечные тонусы.
А здесь и сейчас нам важно сообразить, что у ДЦП-енка, пытающегося выстроиться в "Давидовской", пусть упрощенной позиции, в которую мы ведь его легко, как Вы понимаете, можем в нашем лежаке засунуть, образуется куча проблем.
Ноги хотят обратно, в симметрию. И по форме и по тонусу.
Тело хочет в симметрию. И по форме и по тонусу.
И голова тоже хочет в привычное и освоенное.
Но ничего для них всех хорошего проектом не предусмотрено.
И в зависимости от от того, какой фрагмент побеждает в "конфликте интересов", ребенок рвется в ту или другую сторону и вообще вся эта история ему сильно не нравится.
Естественно.
Поэтому обычно надо придумывать некую версию поведения, чтобы всем сестрам по серьгам и не разориться при этом.
Например можно устраивать игру, в которой основные, связанные с "перекосом оснований" положения, выстраивались на коротенькое время и проходились.
Положений всего ничего.
1. Основная, симметричная стойка.
2. "Перекос оснований" с симметричным корпусом. (Таз тоже корпус, а значит в этом положении тело наклонено вбок, но позвоночник прямой).
3. Латеральное сгибание корпуса в сторону опорной ноги, до "вертикального" положения головы.
4. Гиперкомпенсация, сгибание корпуса в сторону опорной ноги и голова наклонена в сторону опорной ноги.
5. Сгибание корпуса с наклоном головы в противоположную опорной ноге сторону.
(Опорной мы здесь называем более вертикальную ногу).
Более сложные версии мы не рассматриваем, обойдемся. С этими бы справиться.
Перечитайте, встаньте сами в эти положения и их запомните.
А теперь попробуйте некоторое время между ними бессмысленно пометаться.
Думаю Вам очень быстро надоест и возникнет желание все это безобразие прекратить.
Бессмысленные, никуда не ведущие положения.
И не то, чтобы очень неудобные, но и не комфортные.
И не понятно чего вы в них делаете?
И как Вас вообще сюда занесло?
Ну и ребенок относится к ним примерно так же.
И, естественно, рвется на выход, в нормальную жизнь.
Чтобы этого не происходило, надо минимизировать количество разрешенных в игре переходов и максимально их ритмизировать, стремясь протанцовывать.
Потом построить другой набор движений, потом третий.
А там глядишь и усложнение такого набора будет приветствоваться ребенком, ведь это окажется отличной забавой.
Скажем, отыгрывая музыкальный бой часов, показав ребенку механических танцоров.
Или колокольный звон.
Главное, что каждое движение вызывает определенный "бум-трам- пам-пам".
Соответствующий набор "бумов", "дзиней" и прочих "бабахов" придется сочинить самостоятельно, под рисунок движений ребенка.
Отыграть такой набор совершенно естественно, как призывающий идти на обед, или гулять.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак I
- Лежачий стояк, или стоячий лежак II
- Лежачий стояк, или стоячий лежак III
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IV
- Лежачий стояк, или стоячий лежак V
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VI
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VIII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IX
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Лирическое отступление
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Продолжение отступления
- Лежачий стояк, или стоячий лежак X
Комментариев нет:
Отправить комментарий