2 декабря 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть VI. Учимся не держать IV.

От занятий по подчинению формы кисти объекту можно перебираться к подчинению объекта форме кисти -- к манипуляции.

Имеет смысл позаниматься переходными формами упражнений, в которых объект подчиняется руке, но и рука подчиняется объекту.

Типичный, уже упоминавшийся пример -- рулевое колесо.

Но сейчас нас интересуют внутрикистевые движения.

Проделаем пару экспериментов для того чтобы понять откуда они берутся.

Зажмите в кулак палку.
Сгодится и карандаш.
Конец торчит со стороны большого пальца.

Другой рукой нажмите на конец палки пытаясь пронировать кисть, но не поддавайтесь.

Палка удерживается напряжением указательного или/и большого пальца/ев.

Нажмите на конец палки пытаясь ее супинировать.

Палка удерживается напряжением мизинца.

Попробуйте привести кисть давлением на палку.

Палка удерживается напряжением указательного пальца.

Попробуйте отвести кисть давлением на палку.

Палка удерживается напряжением мизинца.

(Конечно и средний палец с безымянным принимают участие в деле, но для ясности про них забудем пока).

Таким образом мы обнаружили, что рука сохраняет свою форму благодаря тому, что выстраивает точно противодействующие вторжению внешних сил сложные тонические картины с сильной дифференциацией тонусов в разных мышцах.

Все это -- проявления фиксирующего тонуса.

Норма умеет контролировать таким образом значительный объем возможных форм, а ДЦП-ята зачастую только одну форму, ну плюс небольшие отклонения от нее.

Предыдущие наши занятия были направлены на то, чтобы как можно больший объем, пусть пассивных форм, был признан возможным, не вызывал "возражений" в виде усилий возвращающих кисть в единственную освоенную форму.

Затем мы постарались освоится в этом объеме, доверяя определение формы кисти окружающим людям, а затем и предметам.

Теперь пытаемся навести мостки к активному образованию и удержанию множества форм, которые невозможны без создания хорошо дифференцированных напряжений в кисти.

Типичное занятие этого этапа -- размешивание в кастрюле палкой.

Это может быть и глина, и тесто с изюмом, и картофельное пюре с жареным луком, все что угодно.

Поначалу естественно совместно и двумя руками.

Основная задача -- получение движения палки по кругу.
Это может быть совсем не просто.

Предварительно имеет смысл научиться двигать палку в произвольных направлениях.
Затем держать верхний конец палки одной рукой неподвижно, в то время как другая палку двигает.

Нас интересует вынужденные движения кистей, которые возникают в этом случае из-за меняющегося положения палки относительно рук во время движения.

Конечно дальше желательно выбираться на перемешивание одной рукой, и при этом с управлением наклоном палки, которая может ведь наклоняться и в сторону движения и в противоположную.

С перемешивания легко выйти на вырезание из листа теста или глины простых форм: полосок, листиков.
Для этого удобно использовать тупое шило.

Из этих элементов можно затем выкладывать красивые картинки.
Используя естественно и другие подручные техники, например штамповку и апликацию.

Для того, чтобы увеличить объем произвольных движений в кисти, хорошим инструментом является удочка, конечно не настоящая, а игрушечная, с магнитиком на конце.
Условия игры с ней можно адаптировать к очень разным возможностям ребенка.

Увеличиваем набор возможных положений удочки в пространстве, переходов между ними и темпов движения.

Все сначала двумя руками, а потом одной.

Есть и множество других возможностей "раскачивать" кисть, например маневрирование обыкновенными машинками.

Примерно такими путями можно от простого схватывания добраться до умения направлять инструмент.

И хотя мы пока не выделили отдельные пальцы, кисть остается собранной, полузакрытой и в значительной степени направляемой извне, надеюсь понятно, что дальнейшее продвижение в нужном направлении вполне открыто.

Например можно уже попробовать с помощью вилки красиво декорировать печенье.
Но для получения желаемого рисунка должно требоваться ставить ее в самые разнообразные положения.
В дело пойдут оба конца вилки.

В образовании захватов, которые могут быть очень многообразны, поначалу естественно понадобится Ваша помощь.

Но нужно добраться до их самостоятельной организации и до самостоятельного образования различных рисунков тоже.

Только тогда можно будет сказать, что данный вид деятельности освоен.

Главное не забывать, что в таких занятиях главное это успешность, мотивированность и регулярность.

Ну и делать печенья надо много.

Это вполне может быть предмет гордости, который приятно подарить и родственникам и знакомым.

Комментариев нет: