Таким образом "японская версия" реклинатора, ничего не поддерживая, только актуализирует бессознательное напряжение, позволяя произвольным образом от него отказаться в пользу нужного.
Эта форма использования ортопедических приспособлений, в наибольшей степени отвечает смыслу слова тутор, (более правильно наверно тьютор, слово то английское: tutor, но уж так выросло) -- надзиратель, советник, репетитор, воспитатель.
Их, английское, значение слова напоминает, что тутор может помочь только направляя и поддерживая собственную активность опекаемого.
(Случай замещения функции мы не рассматриваем).
Слишком строгий воспитатель может эту самую собственную активность опекаемого полностью парализовать или даже извратить.
Такой результат достаточно легко получить например в вертикализаторе.
Действительно, ведь вертикализатор не требует вообще никаких напряжений разгибателей коленей и бедер для поддержания вертикального положения (назовем это гиперопекой), нарушая важнейшую, рефлекторную, парадигму: стоишь -- держись на ногах.
Кроме того вертикализатор не позволяет смещать таз относительно площади опоры.
Между тем мы используем такое смещение и для того, чтобы сохранить проекцию центра тяжести на месте (например при боковых наклонах корпуса) и для переноса веса с ноги на ногу.
Движения таза при этом противоположны.
Выученный вертикальному положению с помощью вертикализатора человек ничего не знает, или легко забывает про эти координации, при ДЦП и без того проблемные, и всячески стремится воспрепятствовать боковому смещению тела как недопустимому. (Назовем это результатом гиперконтроля).
Получается парадокс: с одной стороны забывшие о своих обязанностях ноги надо все время контролировать, иначе они могут в любой момент "сложиться", а с другой -- любое отклонение от единственного выученного в вертикализаторе положения крайне затруднено.
Теперь, опираясь на понимание чего в туторах плохого, попробуем приспособить их к делу.
(Сразу надо заметить, что это было бы намного проще, если бы производители делали туторы не только жесткими или шарнирными, а еще и управляемо упругими, способными не только предотвратить нежелательное движение, но и поддержать желательное).
Но нету к сожалению таких).
Например хорошо сделанный "сапожок" может здорово помочь избавиться от избыточного тонуса в камбаловидной мышце, так отравляющего жизнь многим ДЦП-ятам, удерживая их на эквинусе.
Для этого достаточно в нем ходить (в индивидуально сделанном, с выведеной в правильное положение стопой!).
Надежно обеспечивая стабильный угол в голеностопе он просто лишает камбаловидную мышцу всякой работы и ее возбудимость и тонус довольно быстро падают.
При этом заодно к сожалению перестают работать и тыльные сгибатели стопы, впрочем как и все прочие мышцы стопу обслуживающие.
Кроме икроножных, которые находят себе занятие в заботе о коленях.
Таким образом туторы всегда, помогая решить одну проблему, создают другие, которые нужно обязательно осознавать и отрабатывать.
Естественно в свободное от туторов время выполняя соответствующие упражнения.
Например в данном случае понадобятся как минимум занятия "утюгом" (возим стопу сидящего ребенка в разных направлениях, "утюжим"), и занятия на качалке "пол-полена" ( полуцилиндр диаметром порядка 20-25 см), с помощью которых можно и подошвенные рефлексы поддержать и мышцы стоп и голеней.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий