19 декабря 2008 г.

Лежачий стояк, или стоячий лежак X

Прихватим из предыдущего пару идей и двинемся с их помощью дальше.

Первая.
Новые навыки ребенок формирует "сбоку" от деятельности, которая разворачивается на базе уже сложившихся.

Вторая.
Ноги подготавливаются к опорной и балансной функциям в согнутом положении в режиме "частичной ответственности".

Попробуем обустроить подходящие для этого условия в нашем лежачем стояке.

Сделать это можно только создав положение полусидя.

Изобретать велосипед не будем и разберем положение всадника, давно пропагандируемое как основное кажется всеми системами движения на востоке.

В нем придется разобраться чуть поподробнее, прежде чем двинуться дальше.
(А по дороге разберемся зачем оно нам).

Складывались эти системы во времена, когда все умели ездить верхом, и видимо, никому ничего не надо было объяснять.

Ну а теперь надо, но никто не объясняет (с вполне предсказуемыми последствиями).

За лошадь надо держаться.
Делать это можно только шенкелями, внутренними сторонами голеней от коленей до стоп.

Такое усилие требует, одновременно с напряжением аддукторов, большого напряжения наружных ротаторов бедер (выстроившийся высокий тонус которых и определяет характерную "кавалерийскую" походку, которую часто можно наблюдать у борцов).

Кроме того, в имитационном, стоечном положении, в отличии от реального положения верхом, нужно "антивальгусное" усилие, иначе стопы заваляться.

Это усилие обеспечивает тонус мышц, приводящих большие пальцы, связывающих между собой основания больших пальцев и пяток по внутренним краям стоп.

Кое-что по этому поводу можно найти в тексте: "Про укорочение ахиллова сухожилия, плоскостопие, вальгус и многое другое".

Между наружными ротаторами и мышцами приводящими большие пальцы существует мощная синергия (параллелизм напряжений). Поэтому важнейший способ борьбы с вальгусом -- тренинг наружных ротаторов.
(С ними при ДЦП как правило очень даже не хорошо).

Есть сторонники четырех концептов "стойки всадника".

"Реалисты" -- имитируют реальное положение верхом, при котором голени несколько наклонены внутрь.

"Детисты" -- которые давно заметили, что младенцы стоят иначе, с параллельными голенями, и учатся у них.

И те и другие делятся еще на две подгруппы, "тупоконечников" и остроконечников" -- сторонников стойки со стопами параллельными бедрам, и стойки со стопами параллельными друг-другу.

Как обычно правы все и никто.

Положение с параллельными голенями -- статическая стойка.
Положение с наклонными голенями образуется при боковом шаге.

Положение с параллельными стопами дает большие возможности торсии, скручивания из-за сохранения запаса по объему движения в стопах.
(Поэтому его предпочитают многие "ударные" мордобойные системы, см. карате).

Положение с непараллельными стопами дает больше маневр по фронту.
(Поэтому его предпочитают борцовские системы, см. сумо).

Для нас выбор положения стоп определяется вариантом дистонии мышц стоп: лучше то положение в котором лучше стоит пятка.

А выбор положения голеней -- большей мобилизацией наружных ротаторов бедер при параллельных голенях.

Хотя надо не забывать и про "принцип конечных положений", который говорит, что перейти можно только из одного освоенного положения в другое.

Поэтому, с некоторого момента, в любом случае надо осваивать стойку с наклонными голенями без владения которой боковой шаг невозможен.

И помнить про большее опорное пространство в этой стойке, обеспечивающее большую боковую устойчивость.

Кроме того в этой стойке, с носками врозь, наименьшие требования к доступному объему тыльного сгибания стоп, что часто важно.

Теперь мы можем попробовать организовать это положение полусидя.

Для этого нам понадобится "лошадь".

Сделать ее можно либо из куска оргалита и пары дощечек, либо из плотного пенопласта.

Выглядеть она должна примерно так:



Высота примерно равна длине.
Ширина примерно 2/3 высоты, (при низкой посадке) или 4/7 при высокой. (1/2 -- это уже очень высоко).
Ширина при этом примерно равна ширине плеч.
Для мелких порядка 20 см, а для взрослых -- 40 см.

Все размеры лучше подбирать по месту.
Скажем может просто не хватать разведения ног для постановки их на ширину плеч.
Ничего, пока значит обойдемся меньшим.

Укладываем лошадь в наш лежак и вперед.

Что делаем и что это дает?

Сидим.

(Можно, а зачастую нужно, облегчить при этом соскальзывание в сторону.
Покрытием лошади "попоной" из пленки.

Зачастую интересно и скольжение спины ребенка облегчить той-же пленкой.

Но все как всегда не всегда.

На ознакомительный период лучше создать максимальное трение, поэтому в частности лучше "лошадь" сразу обить ковролином или войлоком. Облегчите адаптацию).

Чего делаем?
Отклоняемся в стороны, скручиваем корпус. Поврозь и вместе.
Помогаем себе руками.
Осваиваемся.
Боковые наклоны требуют опоры на одну ногу и провоцируют зацеп другой (с напряжением тех самых дефицитных ротаторов).

Помогаем ребенку выстроить эти движения. Тренируем под всякими предлогами.
Вплоть до танцев.
Совместных.

Затем облегчаем соскальзывание.
Таз обычно довольно легко перекашивается, съезжая на одну сторону.
Помогаем перекосить, если надо, и обнаружить этот перкос, и восстановить среднее положение.

Добиваемся произвольности в этих перекосах и использования их в деятельности, доводим до автоматизации.

На этом возможности применения стоячей "лошади" в общем исчерпываются.

Но можно сделать лошадь качающейся.

Для этого она должна стать снизу тоже круглой.

Но радиус дуги желательно сделать поначалу большим, с центром дуги примерно на уровне пупка ребенка.

Это открывает возможность нарабатывать настоящий перенос веса с ноги на ногу все с той же "частичной ответственностью".

Если этот навык отработать, то дальше можно уменьшить радиус до аналогичного верхнему.

Это, при боковом наклоне "лошади", будет давать новый эффект -- она будет становиться ниже.
Освоенная в предыдущем режиме координация будет по прежнему стремиться сохранить чисто горизонтальное боковое перемещение тела.
Для этого придется держаться на собственных ногах, вернее одной ноге, уже почти без всякой помощи "лошади", которая только поможет удержать в правильном положении другую, неопорную ногу.

Таким образом можно отработать координацию бокового шага с полноценным переносом веса с ноги на ногу.

Делать это удастся только уже с достаточно большим углом лежачего стояка к горизонту, когда он незаметно превратится в стоячий лежак, а впоследствии и без него.

Это не все задачи которые можно отработать с помощью этого сооружения и не все его возможные модификации.

Но пока наверно хватит.

Комментариев нет: