15 декабря 2008 г.

Лежачий стояк, или стоячий лежак. Лирическое отступление

Чуть приостановимся в описании лежаче-стоячих занятий для того, чтобы пробежаться по проблемам с ногами вообще.
Очень кратенько.

Еще раз скажем, что ДЦП-енок имеет сложности не только из-за пареза.
(При этом очень важно понимать, что парез только в простейшем случае просто слабость.
Как правило все гораздо сложнее).

Множество проблем вторичны и связаны с нетренированностью и необученностью. И последняя -- важнейшая.

Как известно и совершенно здоровому человеку достаточно всего пару месяцев полежать и он разучивается ходить.
При этом он достаточно быстро выучивает себя сам, или с минимальной помощью окружающих.
В первую очередь, потому, что он знает как ходить.

А "маугли" -- дети выращенные животными, научаются ходить только до определенного возраста, забыл к сожалению какого, боюсь соврать.
Жалко, потому как это единственный ориентир верхнего предела обучаемости ходьбе.

Важно также, что "маугли" никогда сами не осваивают ходьбу на двух ногах, только ладонно-подошвенную.
Так что ходьба передается только от человека человеку через подражание.

Для того, чтобы понять чего же конкретно не хватает ДЦП-енку и как ему помочь учиться и тренироваться, чем же заменить обычные детские занятия, раз уж так получилось что нам они недоступны, зададимся вопросом: что делает обычно ребенок с ногами прежде чем на них встать?

Если без подробностей, обобщенно, то:

-- Во первых он их поднимает в воздух.
-- Во вторых он опирается их боковыми поверхностями. (И передними и задними и боковыми боковыми. Ну не знаю как лучше сказать).
-- В третьих делает множество движений стопой и в стопе.
-- В четвертых он их трет.
-- В пятых он ими стучит.
-- В шестых он ими дрыгает.
-- В седьмых он их мнет.
-- В восьмых -- опирается на стопу согнутой ноги.

И делает он это из постепенно все более расширяющегося набора положений.
(Все вроде?)

А в результате встает на ноги и идет.

И можно заподозрить, что ничего в этом списке лишнего нет, потому как те, кто его усиленно год не отрабатывает, почему-то все больше норовят не встать и не пойти.

Поэтому рассмотрим эти младенческие занятия чуть подробнее.
Важно ведь не только что ребенок делает, но и как.

Про ... поднимает ... .

В норме долго сохраняется определенная система установок:
ноги ребенок держит довольно сильно разведенными, согнутыми во всех суставах, и ротированными в бедрах наружу.
Настолько сильно, что стопы при сучении цепляются друг за друга.

Эта установка сохраняется, постепенно слабея, вплоть до развития нормального бега, условно лет до 4.

Если она слабовата, а такое бывает без всякого ДЦП, то, вполне себе от рождения приличные ноги, после вертикализации, легко и непринужденно едут в Х-образность, рекурвацию коленей, вальгус, псевдокосолапость, обусловленную внутренней ротацией бедер.
Ну прям как у ДЦП-ят.

Конечно ребенок периодически использует весь нормально доступный объем движения.
Единственное естественное ограничение в котором -- разгибание бедер, которое нарастает тоже достаточно поздно, во время бега.

(Таким образом нормально присутствует предрасположенность к сгибательной контрактуре тазобедренных суставов, которую опять же в норме, ребенок вовремя преодолевает.
ДЦП-ята -- нет.
Они же не бегают.
Зато много сидят, что усугубляет ситуацию.

При этом сложившаяся сгибательная контрактура тазобедренных суставов способна сильно отравлять жизнь и наверно самая тяжелая для разработки.
Поэтому состояние тазобедренных суставов надо внимательно отслеживать и, как правило, заниматься их разработкой.
Как это делать -- очередная "отдельная тема").

И надо еще обратить внимание на то, что все движения ногами обеспечиваются соответствующими напряжениями в корпусе, стабилизирующими таз.

Возможная замена этих движений -- подкладываем под ноги большой мяч и катаем. Лучше конечно надувной валик, если есть.

Помним при этом, что разгибание бедер в этой версии ограничено.
Но, нет худа без добра, зато есть хорошие условия для опоры пятками и задней поверхностью голеней, так что поднимаем попу с этой опорой.
(Надо уметь это делать двумя способами: и с разгибанием, и со сгибанием поясницы).

Очень важным является удержание ноги на весу лежа на боку.
ДЦП-ятам обычно совершенно не доступное.

Кладем в положении на боку между ногами подушку.
Ногу или подушку в пластиковый пакет и развиваем движение "верхней" ноги.
Вначале подушка плоская, а потом все более выпуклая.

С некоторого момента бывает возможно освоить перекатывание большого мяча в этом положении (только слабо надутого).
Но надо понимать, что это дело не простое.
По мере роста амплитуды движения нарастают и требования к отведению бедра, поэтому нога легко соскальзывает с мяча.

Надо помогать освоить границы доступного.
Только потом их можно расширять.

Про ... опирается 1 ... .

Провоцируем во всех возможных вариантах. Один из них только, что описан. При этом уделяем больше всего внимания слабым а не сильным движениям.

Обычно это например ягодичные мышцы, часть из которых бедро разгибают, часть отводят, а часть ротирует наружу.

(Надо здесь сказать, уж раз речь пошла про бедра, что столь частые проблемы с аддукторами не так уж и просты и не сводятся к аддукторному спазму.
Сократительная способность этих мышц одновременно обычно сильно ограничена.
Поэтому разрабатывать их надо очень осторожно и тренировать сокращение при этом.
Частая проблема -- перерастянутость аддукторов).

Ягодичные мышцы -- не единственные разгибатели бедра, это умеют делать и мышцы задней поверхности бедер, которые очень часто у ДЦП=ят пытаются подменять ягодичные.
Но им для этого нужна блокада сгибания коленей.
Это берут на себя широкие мышцы бедер.

Видели детей, у которых при ползании голени в воздухе?
Вот, вот ... .

Тренируем разгибание бедер для начала с согнутыми коленями, а в дальнейшем и со свободными для пассивного движения голеней на фоне разгибательного напряжения бедер.
Обычно начиная с удержания упора согнутым бедром.

Про ... стопой ... .

Как правило, по тому что младенец делает (и не делает) стопами, можно достаточно точно сказать какие трудности его ожидают в вертикализации.

Причина этого проста.

Дело в том, что для удержания равновесия нужно все время успевать создавать, встречный направлению падения, силовой импульс.

Эти импульсы обычно очень слабые, короткие и частые и совершенно бессознательные.

Балансирование, вообще бессознательно, и нормально не осознается и как процесс.
(В отличии от дыхания например, которое мы легко наблюдаем).

Но вытащить балансирование на свет достаточно легко, вмешавшись в него произвольным движением.

Например раскачиваясь с носков на пятки и обратно.

Попробуйте.
Легко обнаружите, что давление на пол сначала отстает от смещения проекции центра тяжести чтобы дать Вам отклониться, а затем быстро перебегает от носков к пяткам и обратно, обгоняя перемещение проекции центра тяжести, чтобы остановить его смещение.

При этом Вы можете попробовать ставить стопы очень по разному. Они все равно будут легко и вовремя Вас ловить.

Балансирование в любом случае сводится к соответствующим обгонным упорам.
В норме их обеспечивают стопные напряжения.

А наша способность ставить стопы по разному обеспечивает нам возможность выводить себя из равновесия в любом направлении. Чтобы шагнуть в нем подготовив встречный упор уже выставлением ноги.
И возможность ходить не только по идеальной плоскости обеспечивает, чего кстати не умеет ни один "человекообразный" робот.

Дефицитарность стопных напряжений вынуждает вовлекать в балансирование более высокие мышечные группы, вплоть до шеи.

Но кроме того эта дефицитарность вызывает деформации стоп.

(Развитие этих деформаций очень хорошо иллюстрирует технику разработки контрактур.

Которая сводится просто к систематическому нагружению связочного аппарата в отсутствие встречного мышечного напряжения.

А если таковое возникает, то происходит просто укрепление удерживающих укорочение мышц и связок.

Таким образом основная сложность в разработке состоит в устранении этих встречных напряжений, что часто бывает не просто).

Таким образом оказывается, что у стоп множество сложных задач и совершенно не зря им отведены в мозге сравнимые с кистями, да и со всем телом зоны.

А у ДЦП-ят стопы очень часто не умеют почти ничего.
Разве что участвуют в общих сгибательных и разгибательных реакциях.

Но это некоторая иллюзия, напрягаться при этом могут только сгибатели и разгибатели голеней, а мышцы стоп могут продолжать спать.

Поэтому нужно очень активно работать со стопами, добиваясь хотя бы подошвенных напряжений.

Что делаем?

Сенсорные стимуляции в первую очередь.

Трем, мнем, тянем, давим, вызываем рефлекторные напряжения.

Делать это, как и все прочее надо с умом.

Занимаясь в первую очередь слабыми, а не сильными мышцами и реакциями.

Естественно и в стопах могут быть и высокий тонус и высокие рефлексы.
Их соответственно надо гасить.
Без этого слабые антагонисты не запустишь.

И про ортопедию надо не забывать.
Лечение положением часто совершенно незаменимо.

Как только, так сразу надо начинать заниматься поиском ортопедов, способных изготовить качественные тутора, желательно с возможностью движения в голеностопе.

Перечислим некоторые простые признаки этой самой качественности.

1. Ребенку обычно нужны именно тутора, а не ортопедическая обувь. Удобнее.
Обувь тоже нужна, но как правило практичнее обувь одеваемая на те же тутора.
Ботинки же при "половой жизни" очень мешают.

2. Нормальные тутора всегда довольно густо перфорированы, чтобы тело дышало.
Как Вы себя чувствуете летом в резиновых сапогах?
А спать в них не пробовали?

3. Нормально снять слепки в одиночку в более-менее сложном случае -- нетривиальная задача.

То есть снять конечно можно, и очень даже красивые слепки, но вот удержать при этом стопу в нужном положении ну очень проблематично.
(А некоторые люди почему-то снимают слепки втроем).

4. Убедитесь, что то, что вам отдают -- это именно ваши тутора.
Сделанные по слепку с ваших ног.

Обычно достаточно сжать пятку ребенка с боков, зафиксировать пальцы, вставить в них вместо пятки пальцы другой руки, зафиксировать, а затем вложить в место для пятки в туторе.

Совершенно обыкновенно обнаружить, что туда поместится две пятки ребенка.

(Совершенно аналогичное удивительное явление вы обнаружите и при сравнении готовой обуви с ногами ребенка аналогичным способом.
Дело в том, что торговля норовит продавать только один ботинок, якобы годный 98%, если память не изменяет, детей.
В том смысле, что только 2% процента в нее не влезут.
Реально это значит, что она не подходит 90%.
Должно быть с десяток разных полнот.
Не кидайтесь их искать.
Вся наша торговля такая.
Но если я, на счастье ошибаюсь и не вся, и Вы вдруг найдете, отпишите, буду крайне благодарен.
И не только я).

У ДЦП-ят как правило очень узкая пятка.

5. Можно и попросить отливки с ваших слепков.
Полезно рассмотреть их в любом случае, они наглядно показывают какие ноги вам пытаются сделать.

Но их может и вообще не быть.

(Конечно надо бы отдельно разобрать все эти внутристопные движения но это очередная "отдельная тема".
Посчитал, это одиннадцатая "отдельная тема". Думал их уже больше набралось ... ).

Комментариев нет: