Ну с этим вроде понятно.
Поначалу дети усиленно трут ноги обо все что попадется.
(Обратите внимание, что при этом много впечатлений достается пяткам. Таким образом они долго и настойчиво сенсорно акцентируются).
А с некоторого момента они ноги прямо таки гложут, видимо очень вкусно.
(При этом акцентируются мыски, которым уделяется основное внимание).
Сенсорные впечатления извлекаемые из результатов собственных действий -- мощный и незаменимый способ эти действия налаживать, приводя в соответствие с обстоятельствами.
Но это потом, а на первых этапах это просто сенсорные игры, в которых основной интерес представляет произвольная модуляция ощущений, их варьирование.
Для ДЦП-енка самостоятельно такие игры могут быть практически недоступны.
Во всяком случае в течении некоторого времени.
Заменить эти опыты могут только сенсорные игры с Вашей помощью.
Будьте внимательны, массаж в этом отношении играет как правило отрицательную роль.
(Речь не о мучительных для ребенка мероприятиях, многими идеологизируемых:
" Ребенок плачет. Не пугайтесь, это нормально. Он, конечно, будет плакать. ... ". Это цитата со страницы http://www.vojta.ru/vojta4.html
Лечение к сожалению далеко не всегда способно доставлять удовольствие, но вот объявить, что плач ребенка это нормально ... .
Даже стоматологи переживают, а уж у них профессия вроде такая, болезненная, а вот войта-терапевты -- нет ... .
Войта-терапевты не одиноки. Есть еще множество других идейных.
Последствия их работы -- "отдельная тема").
Обычный, совершенно невинный (и часто очень нужный) массаж нарушает важнейшую парадигму: то, что происходит с моим телом -- происходит со мной.
Стороннее наблюдение за происходящим с телом и так, естественным образом, свойственно парезникам.
(Конечно оно вовсе не чуждо и прочим людям, но важен баланс).
Способом наладить нормальные взаимоотношения с телом является то, что называется сенсорной стимуляций.
Характерный признак которой -- тройственность.
Есть стимулирующий, есть стимулируемый, и есть стимул.
При этом стимулирующий и стимулируемый поддерживают между собой отношения, позволяющие стимулирующему воспринимать и понимать реакции стимулируемого на предъявляемый стимул.
(Во как я умею!).
В общем подобные игры могут в значительной степени скомпенсировать моторные, да и сенсорные дефициты в приобретении необходимого ребенку для моторного развития сенсорного опыта и его интерпретации.
Углубляться здесь не будем, пусть это будет
очередная "отдельная тема".
Про ... стучит.
Легко наверно вспоминается топот детских ножек, несоразмерно громкий.
Очень часто и долго детская походка очень жесткая.
У некоторых людей такая жесткость сохраняется на всю жизнь.
А начинается все вполне невинно, со стука пятками по кроватке.
Его конечно не слышно, но если подставить руки под эти пятки, то обнаруживается, что бьет ими младенец весьма решительно.
Есть и еще одна не менее популярная у них игра: лежа на животе сгибать ноги в коленях и бить тыльной стороной стопы.
Дети некоторое время занимаются этим весьма увлеченно.
Кроме вышеупомянутой акцентуализации стоп, эти игры позволяют набрать умение мгновенно выстраивать жесткий тонус, удерживающий форму ног, который потом понадобится при ходьбе.
Ведь в момент столкновения с землей до этого мягкая и пластичная нога должна мгновенно выстроиться в колонну, готовую надежно поддержать тело.
Но и не только.
И те и другие удары выстраивают тонические реакции тыльных сгибателей стоп, которые в этих играх отвечают за контроль положения стопы.
И должны видимо отвечать.
Иначе почему зачастую достаточно ребенку стоящему на носочках постучать кулаком по тыльной поверхности стоп и он опускается на полную стопу? (Не каждый конечно, а при некоторых формах пареза. Пробовать это делать лучше когда ребенок сидит).
С ДЦП-ятами играть в подобные игры сложно.
Часто рефлексы всякие лезут.
Поэтому начинается все с обстукивания ног, не вызывающего никаких видимых реакций.
(Собственно их не должно быть и в дальнейшем.
Ведь смысл мероприятия именно в воспитании ног в готовности невозмутимо встречать очередные удары судьбы, которые им придется получать на каждом шагу.
Но поначалу приходится обычно стучать по стопе, положение которой обеспечено пассивно).
Если простукиваются пятки и подошвы, то ноги лучше положить на валик подъемом.
Если тыльная поверхность, то поставив на полную стопу.
Имеет смысл стучать не только по стопам. В первую очередь по бедрам около коленей сидящего ребенка.
(До этого естественно очень плавно, умеренно и ритмично их нагружая собственным весом. Отслеживая сохранение устойчивости стопы, на которую собственно такое занятие и направлено, но имея в уме задачу выбраться на резкие и внезапные толчки).
Вся нога должна справляться с ударной нагрузкой возникающей при столкновении с землей при ходьбе.
Мгновенно развивать нужный опорный тонус и во время из него выходить.
Поэтому подобные развлечения надо делать "внакладку" с пассивными движениями, позволяющими конторлироать тонические реакции. Постучали -- пошевелили, постучали -- пошевелили ... .
Про ... дрыгает.
Чем замечательно для нас столь популярное у младенцев дрыганожество?
Тем, что для успешности в нем необходимо поймать и остановить летящую в неизвестность ногу и немедленно отправить ее назад.
Кто этим занимается? Четыре мышечные группы: сгибатели бедра, мышцы задней поверхности бедра, разгибатели коленей и ягодичные мышцы.
Сгибателям бедра предстоит в дальнейшем "твердой рукой" ловить безоглядно улетающую назад ногу, (что особенно хорошо видно у бегунов в замедленной съемке) и резко и решительно выбрасывать ее вперед.
Мышцам задней поверхности предстоит брать на себя удар ноги в землю, пружинить и отдавать запасенную энергию в отталкивание.
Так что не зря дети ногами дрыгают.
В нашем случае это значит, что нужно выстраивать систематическую борьбу за темпы, которые, как и кадры, решают все.
Нужны и темпы сокращения, а они невозможны без темпов релаксации антагонистов, и темпы переключения между сокращениями этих самых антагонистов.
"Где брать темпы" -- это будет у нас очередная "отдельная тема".
(Я таким способом помечаю себе что надо будет когда-нибудь расписывать.
По эти меткам надеюсь легко отыскать какие же "отдельные темы" у нас наметились).
Про ... мнет.
Самый яркий период конечно во время освоения присаживания.
И в какие только положения ребенок не ставит свои ноги, как он их только не выворачивает и как только на них не садится.
Вернее сказать ноги сами попадают во все эти истории.
По глупости.
Но быстро умнеют и начинают вести себя чинно и благородно. Выстраиваясь в гораздо более бедный, но эффективный и рациональный набор положений.
Этот процесс иллюстрирует основной путь обучения:
через освоение пространства возможного, ведущего к приобретению контроля над ним, с последующим ограничением нужным и желательным.
Точно так Вы себя поведете попав на Рождественскую распродажу.
Интересно, что ноги довольно долго ведут себя во всех этих приключениях весьма пассивно.
Все происходит из-за сочетания некоего набора положений ног и перемещения тела на руках, которое и приводит к новым позициям.
У нормы:
-- резко больше положений в которых ноги исходно располагаются, -- резко больше вариантов перемещения корпуса находимых ребенком,
-- резко больше положений в которые ему удается свои ноги запихнуть.
Этих положений больше во много раз.
Во время приобретения такого опыта, ноги, я бы сказал, очень агрессивно сенсорно осваиваются.
Они с одной стороны безжалостно мнутся весом тела, а с другой стороны связочный аппарат ног столь же беспардонно натягивается.
Попробуйте сами.
Возникающие в ногах ощущения привлекают внимание, а их напряжения легко вмешиваются в определяемую "сверху" позу.
Запускается интенсивный процесс согласования верха и низа, в результате которого обнаруживается, что ноги отлично справляются с контролем положения тела и его перемещением, и роль рук в этом деле постепенно падает.
В некоторый момент происходит "смена власти".
Руки и корпус высвобождаются из контроля положения и перемещения. Ребенок садится.
Окончательная победа революции естественно наступает не сразу, а с вертикализацией.
Но победа эта оказывается лишь отсроченным на несколько месяцев но закономерным итогом недолгой драмы разворачивающейся во время освоения сидения.
ДЦП-ята через эту драму сами обычно не проходят.
Ее нужно организовывать, режисировать и отыгрывать.
В любом возрасте.
Для начала -- пусть лежа, вручную, придавая ногам какие угодно нефункциональные (но не патологические! которые лучше учится не допускать) положения и их акцентуализируя.
Но так, чтобы они не вызывали у ребенка дискомфорта.
Затем помогая ему построить выход из них.
Выход этот будет с большой вероятностью в некое среднее, единственное освоенное ребенком положение.
Поначалу и это хорошо, но вскоре можно, наложив на движение ребенка свое, "пропихнуть" его через, а то и мимо этого положения в новое новое.
Из этого можно устроить отличную игру.
Тут у нас сразу дважды образуется "отдельная тема".
Одна -- как сделать переносимыми, а в дальнейшем "обитаемыми" новые, незнакомые позы.
Другая -- каким может быть алгоритм занятий, замещающих детские спонтанные занятия присаживанием.
Про ... опирается ... .
Опора на ноги формируется в норме с первых месяцев жизни, и вертикализация является лишь закономерным итогом длительного многоступенчатого ее развития.
Ох, и описание этого развития -- "отдельная тема".
Самой очевидной его характерной чертой является, то, что вплоть до вертикализации -- это опора на согнутые ноги.
(Да и вертикализация происходит тоже на сильно согутых, в норме, ногах.
Очень долго совершенно здоровые дети при вертикализации на прямые ноги выдают совершенно аналогичные ДЦП-шным реакции).
И долго уже научившиеся ходить дети ходьбу используют лишь для перемещения с места на место, а большую часть времени проводят с согнутыми ногами: сидя, стоя на коленях, сидя на корточках, и в массе других, переходных между этими положениями, поз.
Кроме согнутости опорной ноги, характерной особенностью очень многих из них является очень умеренная "степень ответственности", часто частичная, возлагаемая на опирающуюся на стопу ногу.
Опорные и балансные возможности ног поэтому могут и постепенно взращиваться в этих положениях, которые ДЦП-енок самостоятельно обычно не осваивает и никто ему в их освоении не помогает.
А зря.
Далеко не всегда стоит при ДЦП задача функционального освоения мноржества сложных положений.
Не до жиру, быть бы живу.
Но приобретенный во время их освоения с поддержкой опыт оказывается труднозаменимым после вертикализации.
Возможности движения в котором определяются координаторным опытом, вынесенным из партера.
Кроме того знание этих положений, готовность через них хотя бы проходить, обеспечивает возможность правильных переходов не только снизу вверх, с пола в вертикальное положение, но и наоборот, что не менее важно.
Проще говоря падаем мы с вами относительно прилично именно благодаря знакомству с промежуточными, между вертикальным и горизонтальным, положениями.
ДЦП-нок, с ними незнакомый рушится плашмя, что не только неприятно.
Про ... расширяющегося набора ... .
Богатым спектр доступных конфигураций тела становится именно на этом этапе, благодаря "столкновению интересов" множества разнообразных реакций разворачивающихся одновременно.
Эти конфигурации в дальнейшем, после отрыва рук от опоры, не забываются, и превращаются например в разнообразие различных положений сидя, благодаря которым мы собственно и можем это положение длительно поддерживать.
Вертикальное положение тела оказывается пластичным, мы можем подерживать его очень разными схемами напряжений мышц, давая им попеременно расслабиться, отдохнуть, восстановиться
Лишенный этих навыков вертикализированный ДЦП-енок оказывается подвешенным зачастую на одной единственной схеме напряжений, которая естественно истощается ничуть не хуже чем у нас, но, в, отличии от нас, он лишен возможности поменять позу со всеми вытекающими последствиями.
Осваивать вариативность телесных конфигураций и тонусов ДЦП-нку удобнее всего на "пересеченной местности" из родителей, что впрочем с удовольствием делают все дети.
Ну, кажется все, пора возвращаться из загула домой, к нашему лежачему стояку ... .
- Лежачий стояк, или стоячий лежак I
- Лежачий стояк, или стоячий лежак II
- Лежачий стояк, или стоячий лежак III
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IV
- Лежачий стояк, или стоячий лежак V
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VI
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VIII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IX
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Лирическое отступление
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Продолжение отступления
- Лежачий стояк, или стоячий лежак X
Комментариев нет:
Отправить комментарий