14 декабря 2008 г.

Лежачий стояк, или стоячий лежак IX

Возвращаемся к баранам.

Любые занятия в ДЦП-енком с опорой на ноги (если конечно с ногами есть сложности) всегда даются не просто.

Проблема в том, что в норме ребенок ноги буквально строит в течении многих лет.

ДЦП-енку ноги приходится направлять на путь истинный.
Это трудоемко.

Потому что в норме есть мощная спонтанная активность ног.
Некий набор непроизвольных упражнений, которые ребенок постоянно делает.

(Это еще одна "отдельная тема". К сожалению нигде не встречал даже описи этого набора, не говоря уже об анализе, и предложений что с ним делать. Хотя этим можно и нужно заниматься буквально с первых дней жизни).

Весь первый год ребенок готовит ноги к опорной функции, а потом еще несколько лет проводит в основном в партере, где продолжает ноги достраивать, одновременно с развитием уже в вертикальном положении.

ДЦП-енок всего этого лишен.

Его сразу хотят вертикализировать без всякой подготовительной работы.

И я туда же, описываю здесь сразу подходы к вертикализации.

Но в вертикальном положении ноги уже должны держать функциональную нагрузку: опору, баланс и пр.

А функция всегда строится из готового.
Из того, что есть.
Потребный набор ребенок в норме нарабатывает за год интенсивных тренировок, и у ДЦП-енка его заведомо нет.

Поэтому, по хорошему, надо выстраивать соответствующую программу занятий в партере, и только после ее прохождения вертикализироваться, но так в реальной жизни редко удается делать.

Часто приходится идти на преждевременную, по функциональному возрасту, вертикализацию.
Обычно просто потому, что не набраны необходимые для эффективных занятий в партере силовые возможности.

Поясню.

У маленького ребенка ноги короткие и легкие, и двигать ими поэтому легко.
Относительно взрослых они, грубо, вдвое короче и боюсь соврать, но, по идее, вчетверо легче.

В результате интенсивных тренировок которые ребенок в норме себе устраивает, силовые возможности ног развиваются параллельно с ростом их длинны и массы.

У ДЦП-енка, при том, что ноги исходно слабоваты, они еще и отстают в развитии силы от роста из-за отсутствия требуемых нагрузок.

Теперь представьте себе, что Вам на каждую ногу вдруг повесили хотя бы килограмм по 20 и заставляют ими махать.
Много сможете?

Но это обычное "исходное состояние" ДЦП-енковских ног.
Обусловленное, как правило, не парезом как таковым, хотя он обычно тоже свою долю вносит, а просто сниженной моторной активностью.

А вертикальное положение замечательно тем, что предъявляет очень низкие требования к силовым возможностям.

Посмотрите на бабушек и дедушек, которые еле-еле поднимаются по ступенькам, а по ровному месту очень даже успешно передвигаются.

Но бабушки и дедушки в свое время в партере выстроили необходимый набор умений, с помощью которого они и ноги переставляют и равновесие держат.

Эти умения ДЦП-енку часто приходится строить сразу во время вертикализации.

Джентельменский набор включает в себя:

-- Необходимый минимум доступных пассивно объемов движения.
-- Некие силовые минимумы, свои для каждой мышечной группы.
-- Необходимые минимумы сократительной способности, или иначе, активных объемов движений.
-- Темпы. Как организации движения, так и собственно моторные.

Из всего этого набора выстраиваются координации.

При этом надо помнить, что одна и та же координация членов тела, в смысле изменения их взаиморасположения, может в разных ситуациях обслуживаться совсем разными мышечными напряжениями, зачастую противоположными.

Координации эти бывают локальные, вроде схватывания, и глобальные, вроде ползания.

Они должны успешно взаимодействовать, в разных наборах накладываясь друг на друга.

Мало того, через эти, в той или иной степени произвольные, координации, должны успешно пробиваться непроизвольные, в первую очередь дыхательные, балансные и ориентационные.

Тоска и ужас охватывает от одного прочтения такого списка любого человека не привыкшего во всем этом разбираться.

Сразу хочется куда-нибудь от этого деться, спрятаться.
Ну ведь жил же себе до этого момента и ничего, может и дальше получится?

Ну не поступать же в конце концов в медицинский, а заодно в физкультурный?

Ох, куда податься бедному еврею?

Утешу.

Ситуация вовсе не столь трагична.

Вас мама совершенно благополучно выучила и тесто мешать и картошку чистить и даже, некоторых, пельмени лепить.
И без всякого специального педагогического образования.

У всех людей совершенно достаточные для этого таланты.

Другое дело, что учить, и учиться получается легко в ситуациях лишенных категорической необходимости.

Когда обе стороны получают от процесса удовольствие.

Когда не ставятся сроки.

И все идет легко и естественно.

Но если вдруг возникают затруднения, то:

-- надо ведь их вообще заметить,
-- понять в чем они состоят,
-- потом подумать что же с ними делать,
-- попробовать то или другое,
-- обнаружить ошибки,
-- их устранить.

А дальше все опять может быть легко и просто.

Несчастье в том, что задачи в школе нам ставил только учитель.
И только такие, для которых мы знали способы решения.
И наказывал за каждую ошибку.

Поэтому естественная задача обучения ребенка дается нам так тяжело.

Стресс.
Нервничаем.
Пугаемся.

Слишком творческая задача оказывается.
И ответственная при этом.
И никто, никто нас не учил как учить сгибать руки-ноги ... .

Но мы же умеем двигаться гораздо лучше чем ДЦП-енок.
Точно можем все, что может он.
Требуется только вжиться в его возможности, войти в его положение.
Из этого положения вполне естественным образом становятся понятны возможные направления ближайшего развития.

Для того, чтобы это получилось, надо смотреть на то, что ребенок может, как на некую систему возможностей, и внимательно при этом учитывать все имеющиеся ограничения.

Они у всего есть, не только у ДЦП-ят.
И относиться к ним надо стараться хотя бы с уважением.

Ограничения создают определенности.
Только опираясь на определенности человек может шагать своей дорогой.
Такая тайна мироздания.

Так, ну вот, аж до философии докатился.

Извиняюсь, постараюсь в следующий раз исправиться.

Комментариев нет: