7 декабря 2008 г.

Лежачий стояк, или стоячий лежак V

Так вот по поводу истощения.

Общее правило такое: то, что трудно получается делать надо, как ни странно, достаточно редко и понемногу.

Трудно ведь потому, что что-то необходимое для того, чтобы справляться -- слабое.
Чтобы слабое стало сильным нужны в первую очередь терпение и организованность, а не напор и натиск.

Штангист поднимает 200 кг на соревнованиях не потому, что он 10 лет приходил в спортзал и пытался их поднять.

Он очень много раз поднимал небольшой вес.
Намного меньше относительно большой, но совершенно доступный.
Лишь иногда трудный, и очень редко пытался поднять совсем немножко больший, чем тот, что уверенно получалось поднять.

То, что доступно ДЦП-ятам на проблемных направлениях, может настолько сильно отличаться от того, что кажется хотя бы удовлетворительным, что удержаться от требований к ребенку типа "вынь да положь" очень многим не удается.

Ничего из этого не выходит, не вынимается.

Требования: "ну еще разочек! ну постарайся!" практически гарантируют замедление прогресса.
Ведь предъвляются они обычно к ребенку, который уже двигается через силу.

Конечно можно, да и нужно иногда добираться до полного утомления какой-нибудь мышечной группы.
Чтобы потом дав ей восстановиться, а это пара дней, установить новый режим занятий.
С учетом проведенного теста.

Но у ДЦА-ят истощаются обычно не мышцы, а рефлексы, а это мозг.
И он совершенно не склонен восстанавливаться за пару дней.

Может этим заниматься неделями, месяцами и даже годами.

Собственно в описываемых здесь занятиях с ДЦП-енком говорить о мышечном утомлении вообще нельзя, нагрузки ничтожные.

Все, что Вы видите как явные признаки утомления, это истощение соответствующих участков нервной системы.

Логика поведения по этому поводу крайне проста.

Оценили сколько можно до признаков истощения позаниматься, поделили на 2 и пытаетесь сделать через паузу несколько серий.
Тормозиться? Снизили до трети. Черз пару недель прикинули снова сколько человек выдерживает.

Но не держитесь за выстроенные Вами планы жестко.
Работоспособность ребенка может плавать в разы в зависимости от трудно учитываемых факторов в течении нескольких дней.

Если нагрузка приемлимая, то человек может сделать тысячи движений подряд, посмотрите на бегунов или пианистов.

И Ваш ребенок должен выходить на большое количество повторов, только возможно это через подбор легких мелких серий с необходимыми паузами.

Вертикальное положение ему надо будет держать целый день, восстанавливать тысячи отклонений от него и не уставать это делать.

Выйти на такой режим невозможно постоянно упираясь изо всех сил.

Есть и другая проблема, проблема запуска какой-либо спящей функции, но про это не здесь.
В такого рода занятиях может уйти час на раскачку, чтобы затем минуту подержаться за новую возможность, запомнить ее.

К баранам.

Вот играем мы с отклонениями от вертикали и возвратами и видим, что и само отклонение запускается через паузу, и развивается медленно, и зависает ребенок в отклонении и медленно восстанавливает положение, да и удается все это только при всяческой моральной и физической поддержке.

(Надо заметить, что такого ребенка зато очень легко и удобно переводить в отклонение в другую сторону.
С разгону он просто не успевает затормозить).

Первая задача в таких случаях -- добиться своевременности происходящих движений.
Добиться, чтобы они начинались и заканчивались не тогда когда у них получается, а тогда когда ребенок этого ожидает.

Для этого нужна Ваша работа обеспечения.
По возможности сюжетная, эмоционально развернутая, с хорошо очерченным интонированием голоса.
Обычно именно оно оказывается опорным.
Ребенок ведь правильно интерпретирует Ваши интонации?
Значит он их и прогнозирует правильно.
А правильный прогноз, правильное ожидание и есть первый уровень временной регуляции.
дальше надо добиваться, чтобы он не только правильно угадывался, но и выбирался.
У медленного ребенка это никогда в жизни не получалось.
Он вообще может не знать, что такое возможно.
Надо ему показать все прелести которые дает столь привычная нам и потому незаметная способность.
Сделать это можно только построив специальную событийную среду, в которой ребенок, с его наличными возможностями может все сделать вовремя и пережить эту успешность, как должную.


Например.
Заранее запускаем отсчет запуска ракеты как на космодроме.
(Заодно и числовой ряд поучите).
Пуск!
И правая рука начинает ме-е-едленно подниматься в воздух. (Вполне возможно, что поначалу пассивно, затем совместно, а с какого-то момента при Вашей небольшой поддержке ).
И под комментарии с командного пункта ракета неторопливо перелетает через горный хребет имени Пети. Вот она цель! За левым плечом сбрасываем бомбу и столь же торжественно летим обратно на базу.

Весьма вероятно, что Вам такой сюжет не подойдет и придется придумывать самим.
Годится любой, лишь бы он делал содержательным и своевременным доступное ребенку движение.

Наша задача ведь добиться, чтобы движение вышло из центра внимания, в котором оно вполне законно может оказаться поначалу, стало играть служебную роль и управлялось.
Хочу налево, хочу направо, а хочу -- посередине.
И доступные темпы этих движений наросли.

А там глядишь, можно и еще приподняться, и еще.

И хотя, конечно, конечной целью будет, понятное дело, вертикальное положение, но рабочей -- развитие потребных для его определения и поддержания реакций.

В некоторый момент наш станок может обеспечить положение полусидя-полустоя, которое мы занимаем прислонившись скажем к столу или комоду, когда ноги не вертикальны, а тело -- вертикально.

Освоение этого, нового качества, с резко возросшей ролью тазобедренных суставов, может потребовать отдельной работы.
Для начала надо будет убедиться, что для него хватает объема сгибания бедер с прямыми ногами.

Положение замечательно тем, что в нем ребенку резко легче держать спину, чем сидяна полу или стуле, из-за небольшого угла сгибания бедер.

Но еще раньше придется думать как бы сделать так, чтобы наш лежак не соскальзывал с опоры, а ребенок не вздумал упасть согнувшись вперед, или просто внезапно сложив ноги.

Комментариев нет: