Представляется разумным и ДЦП-ятам позволить вертикализироваться постепенно.
Для этого ничего особенного не надо кроме наклонной плоскости.
Занятия на ней конечно не заменяют занятий на горизонтальной поверхности, это не панацея, но очень полезный во многих случаях инструмент.
Простейший вариант.
Сооружение собирается из куска фанеры -- 1 и трех узких досточек -- 2, и одной пошире -- 3.
Длина -- по росту с запасом, ширина -- примерно две ширины плеч.
Боковые дощечки должны быть сантиметров 15 шириной (дети с ними не боятся края и держаться за них удобно), а нижняя как можно шире.
Вплоть до глубины стула плюс длина стопы .
Для совсем мелких это сантиметров 30, а для взрослых -- 70.
Верхняя досточка нужна только для жесткости конструкции.
Все кромки обязательно закруглены.
Дополнительно может понадобиться:
-- Подушка под голову хорошо подобранной толщины.
У многих ДЦП-ят фиксированный кифоз грудного отдела позвоночника. Без подушки у них запрокидывается голова.
-- Подкладка под поясницу.
При условии, что нет поясничного фиксированного кифоза.
Поясничный лордоз -- нужная вещь.
Если поясница подвижна, то лучше его поддержать.
Если даже фиксированный гиперлордоз, то лучше поддержать тоже, это поможет освободиться от напряжений этот гиперлордоз фиксирующих .
Нормально нужно всего 1-3 см толщины, и ширина от середины крестца примерно до конца грудного отдела позвоночника, для взрослого порядка 20 см.
Понятно , что позвоночник образует арку и соответственно по краям толщина нулевая.
Реально это может быть рукав от рубашки со старой шерстяной вещью внутри.
Если есть фиксированный поясничный кифоз, то подкладка тоже нужна, но уже от середины крестца и ниже.
Тоже с целью снять патологические фиксирующие напряжения.
В таких случаях надо внимательно выбирать положение ног.
Могут быть нужны подкладки под колени, если есть их рекурвация.
Если нет контрактур, колени должны быть чуть согнуты.
Теперь все подкладки и подушки крепим.
Через дырки в фанере или по простому прибиваем к боковым досточкам.
Подкладки под колени можно прицепить к одежде или просто привязать, пристегнуть к ногам.
Теперь стопы.
С ними не просто.
Надо было наверно раньше сказать, но можно и здесь, что далеко не все ДЦП-ята могут пребывать в распластанном на спине виде без патологических, обычно разгибательных, напряжений.
Они могут быть и в ногах, и в корпусе, и в шее, и в руках, и даже в лице.
В этих случаях такая, плоская, укладка не подходит.
Ну вот, очередная "отдельная тема" -- укладки ... .
В простейшем случае дело сводится к тому, что ногам обеспечивается более-менее согнутое положение, которое надо подбирать, вплоть до имитации положения на корточках, но лежа на спине, с обеспечением опоры на стопы под доступным углом.
Кроме того устраивается и опора под седалищные бугры.
Но этого не всегда хватает.
Помешать устроиться описываемым образом (плоско) могут и ограничения разгибания бедер и выраженный аддукторный спазм.
При ограничении разгибания бедер, если оно небольшое, нужно правильно выбрать место для стоп, которое должно быть поначалу несколько приподнято относительно основной плоскости.
Так, чтобы колени остались почти разогнутыми и соответственно разгружеными.
Ну а уж если и этот номер не проходит, то надо думать что конкретно делать в данном случае.
Добрались-таки до стоп.
Если есть укорочение ахиллова сухожилия, то на нашу опорную досточку надо приспособить другую, так чтобы пятки имели опору.
Стопы надо развести в стороны, желательно на две ширины плеч, до боковых досточек, если это возможно, а если нет, то хотя бы на 1-1,5 длины стопы.
При этом надо и ротацию бедер отследить, и выставить.
Обычно это получается, при фиксированных стопах, за счет оттяжки вбок бедер.
При расстоянии в полторы стопы бедра и стопы должны быть развернуты градусов на 30, а при 2 ширинах (знаю, что нет множественного числа, ну и ладно) плеч градусов на 90.
Самое сложное -- фиксация стоп.
Конечно есть простейший ход -- прибить парой гвоздей ненужную пару обуви, но есть и другие возможности, вплоть до лыжных креплений.
Важно, что стопа не должна не только сдвигаться, но и разворачиваться.
И фиксировать и освобождать ноги должно получаться легко и быстро.
Все это конечно нужно не для всех, кто-то умеет и так правильно ноги держать.
В любом случае выстраиваемое положение должно отвечать простым требованиям:
-- Быть не патологичным.
-- Удобным для ребенка.
-- Функциональным.
С патологичностью более-менее вроде разобрались.
Удобным может быть только положение без упора в край наличного объема. Но это не обязательно реальное ограничение, может возникать ситуация, когда надо согласиться и с тоническим ограничением.
Частая проблема -- элементарная неосвоенность.
Это еще одна "отдельная тема".
Нужно внимательно следить комфортно ли ребенку в придаваемом ему положении, и не только в момент его образования, но и все время пребывания в нем.
Обязательно.
Дискомфорт может образоваться вовсе не сразу, а ДЦП-ята, к сожалению, часто приучены к неприятностям по жизни.
Уж оч-чень многие старательные граждане уговаривают родителей, что дескать ребенок должен терпеть занятия.
Или не терпеть, это его заботы, а дело от этого страдать не должно.
Поэтому часто ребенок молчит даже испытывая сильную боль, а не то, что дискомфорт.
Так вот, не надо делать как эти граждане, про работу которых и ее последствия надо бы высказаться, но это тоже "отдельная тема".
При первом проявлении дискомфорта надо быстренько вывести ребенка из вызвавшего его положения, а потом думать почему он мог возникнуть.
Простая упомянутая неосвоенность вполне достаточна для того. чтобы ребенку стало очень даже не по себе буквально через полминуты.
При подозрении на такое, следующая попытка должна быть предпринята через паузу и на время вдвое меньшее.
Может и тонус нарастать вплоть до спазма, и просто утомление быстро наступать.
Всякое бывает.
Если Вы стремитесь, чтобы ребенок занимался охотно, то справитесь, хотя время на адаптацию в некоторых случаях может потребоваться приличное, измеряемое неделями при систематичных занятиях.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак I.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак II.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак III.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IV.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак V.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VI.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VII.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VIII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IX
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Лирическое отступление
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Продолжение отступления
- Лежачий стояк, или стоячий лежак X.
21 комментарий:
Спасибо большое за подробное описание, я поняла, что мы все делали неправильно :( Леонид Михайлович, а фотографий нет человека в этой конструкции?
А чем надо руководствоваться, подбирая величину сгиба коленей?
И не очень понятно, что вобще должно происходить с ногами. Правильно ли я понимаю, что в идеале ноги должны быть широко расставлены, колени слегка согнуты, стопы разведены, пятки около фанеры, а нижняя доска под углом 90 градусов к фанере? А все остальное - это попытки приспособиться, если так не получается?
Еще один вопрос - стоит ли сначала попытаться принять эту позу по горизонтальной поверхности, а уж потом переводить ее в наклонную или это ничего не покажет все равно?
Не один ;) Какая в дальнейшем цель - увеличивать угол наклона?
Не за что.
К единственно верному, как известно, ведут только цепочки ошибок.
Нет, к сожалению фотографий нет.
На сколько согнуть колени реально выбираешь из общего баланса напряжений. В первую очередь между ягодичными и четырехглавыми мышцами.
Но факторов много. Часто определяющим является "рефлекс тройного разгибания".
В номенклатуре вроде такого нет, а на практике очень часто оказывается, что разгибание бедра и колена вызывает разгибание голеностопа, напряжение в трехглавой мышце голени, в первую очередь в камбаловидной.
Тогда сгибаешь все до тех пор, пока это напряжение "не отстегнется". бывает, что вплоть до полного сгибания ног приходится отступать.
В этом ничего ужасного нет. здоровые дети тоже нарабатывают опору вначале на согнутую ногу и ДЦП-ята не обязаны перепрыгивать этот этап. Хотя обычно с них это требуют ... .
Да, в идеале примерно так как Вы описываете.
Задача -- стабилизировать таз ногами и дать ребенку при этом возможность поиграть с положениями тела.
Такая игра вызывает и игру фиксирующего тонуса в ногах, обеспечивающего их неподвижность. Обычная практика самообучения детей так устроена. Повторяющиеся тонические картины усваиваются и превращаются в координации.
Для этого самая удобная "поза полицейского". Она в действительности не одна, это набор поз уставшего стоять человека. Очень похожих внешне, но координаторно очень разных.
Держать опору на ноги умеют всего пять мышечных групп между которыми возможно сильное перераспределение напряжений при визуально очень небольших изменениях поз. Из них имеет смысл исключить только позу с подвисанием на задней поверхности бедра с рекурвацией коленей и провисанием живота. У нас в нее эсэсовцев в кино любили ставить, хотя так любят стоять и гаишники.
Конечно стоит, хотя поза будет другая.
Будем потихоньку договариваться о терминах.
Поза -- это определенное взаиморасположение частей тела в пространстве. не абстрактном, а реальном. Поэтому есть поза стоя на голове, и есть стоя на ногах.
Форма тела -- это определенное взаиморасположение частей тела вне зависимости от положения тела в пространстве.
Я пытаюсь вводить понятие формы тела в "пользовательский актив".
С ним многие обучающие действия оказываются легко понятными.
Поддержание формы тела видимо опириается на виды чувствительности независимые от мышечных напряжений. Иначе невозможно представить как она удерживается.
Так вот построив описанную форму тела вы не будете иметь мышечных напряжений свойственных опоре на ноги.
Но ни они, ни неустойчивость корпус не помешают вам разобраться с ней и отладить.
А потом можно и фанерку попробовать приподнять и посмотреть что будет.
Про цели и углы --в следующем посте.
Толком прокомментировать что-то я пока не могу, потому что придется все-таки делать этот лежак "с нуля", горка, которую я сначала пыталась приспособить оказалась на мой взгляд слишком узкая, там где-то полторы ширины плеч. Так что, боюсь, не скоро скажу что-нибудь осмысленное по этому поводу. Я пока попробовала хотя бы форму тела такую придать - просто на полу, подставив ящик с гирей к ногам. И то, прямо скажем, не слишком преуспела.
Насколько я могу судить, Надюхе больше подходит как раз широкое разведение ног, разводятся они без проблем вроде и лучше пятки тогда ставятся. А когда ноги близко, то опора только на носочки. Лежа, в принципе, пятки ставятся, правда, боюсь, что если лежак приподнять, то они опять поднимутся. Потому что насколько я вижу, как только Надя ногами что-то делает, то носки опять сразу вытягиваются.
Потом у нас возникли некоторые непонятки с коленями. По ощущениям, колени должны былть направлены в ту же сторону, что и стопы, а у Надюхи они болтаются в любую сторону, куда угодно. И стопы опираются то на внутреннюю сторону, то на внешнюю. Что с этим делать? Ботинки надевать?
И конечно, укладываться таким странным образом - совершенно неблагодарное занятие. Потому как самое интересное развлечение в таком случае - это оттолкнуться от ящика и подрыгать ногами, пока мама там что-то возится. Наверное, если приподнять стояк-лежак, будет поинтереснее.
Леонид Михайлович, хочу еще спросить про вогнутость. Я так поняла на консультации, что лучше, если фанера будет не плоская, да? А насколько?
... полторы ширины плеч ...
На первые пробы может сойдет, главное, чтобы край не пугал. Вашу думаю так просто не запугать.
...пятки тогда ставятся...
Да, часто.
...в принципе, пятки ставятся,..
Наклонная опора -- хороший инструмент, попробуйте.
У Надюхи не может быть опыта опоры на пятку пока, его надо создавать, актуализируя пятку.
Простейшая версия -- опора на стенку согнутыми ногами.
Чем больше согнуть, тем легче опереть.
Стопы может понадобится все равно держать выше коленей.
Под голову подушка и любые игры на стенке сенсорно обеспеченные.
Вам может быть интересна и версия на черном в темноте с въездом стопы в световое пятно. Увидит ведь?
...то носки опять сразу...
У нее пока единственный контроль такой. Либо болтаются либо уходят в тонус. Надо пробовать строить и другие формы их существования. Привязывать к отчетливым регистрируемым ей положениям, Вами огранмзуемым разные интересности, ритмизировать переносы.
Набирать упор согнутой ногой с удержанием, а не просто с толчком и т.д.
...в ту же сторону...
Да. Помните, где-то про форму речь шла, как про отдельность? Не держит пока, надо добывать. Обтягивать, обдавливать суставы. Сгибание-разгибание с опорой икрой на что-нибудь узкое, "почесывание медведя о дерево." и т. д. . Но для въезда в темную задачу придется думать как направлять.
Попробуйте под коленки сантиметров 10 подложить.
Чтобы лежала надо на нее накладывать тяжести пошагово с последующим освобождением новым героем девочки из под спуда.
...будет не плоская...
Да, не намного сантиметров, на несколько скажем на пять.
Поперек естественно.
Она дает дополнительный ориентир перемещения, легче ориентироваться что с тобой происходит.
...что-нибудь осмысленное...
По мне так все вполне осмысленное. Можно из него длинный список составлять.
Конечно, Надя не боится горки :) И там не край, там бортики. Впрочем, Надя и края не боится, наоборот, как настоящий любитель острых ощущений, если уж Надюха найдет край - непременно на него заползет так, чтобы вот-вот упасть, и будет там визжать от восторга (а потом вопить от того, что все-таки сваливается и страшно и держаться изо всех сил).
Про игры сенсорно-обеспеченные.
Может быть, и увидит. Можно носок белый надеть для контраста.
А еще - какие-нибудь звуковые? Какой-нибудь пакет шуршащий привязать, к примеру. Или пианино игрушечное подвесить. Правда, это не на упор будет, а тоже на толчок. Или просто тактильные.
Можно, наверное, то, что мы на занятиях делаем, с ковриками, переместить на стенку. Просто топать по разным поверхностям. Но мы делаем это пассивно - так и надо?
На упор что-то в голову приходит только отталкивать от себя ногами какую-нибудь опасность, которая не будет сразу поддаваться. Мяч большой, к примеру. Правда, он не очень-то вертикальный.
Еще слышала такую идею - пришить к носкам липучку жесткой стороной и топать по ковру - необычное ощущение прилипания и звук. правда звук не при опоре, а когда ногу пытаешься оторвать, в общем наоборот движение, но слачала-то ее все-таки надо поставить.
Правильно ли я поняла, что имеется ввиду и в ту ли сторону вообще думаю?
Про привязывать к отчетливо регистрируемым положениям разные интересности, ритмизировать переносы. Положениям голеностопа? Или всей ноги и всего тела? Что-то я не очень поняла, что имеется ввиду и как это можно осуществить.
Про обтягивание и обдавливание сустава я, честно говоря, вообще не поняла. Даже с Ирой вдвоем мы, увы, что-то ничего не придумали. мы делаем обдавливание и обтягивание, но начиная выше голеностопного сустава. Куда его тянуть и за что? И как обдавливать?
... Сгибание и разгибание с опорой икрой на что-нибудь узкое
Голеностопа сгибание и разгибание? А зачем опора именно на узкое.
Про медведя - тоже совсем не представила.
И напоследок ;)
Я не совсем поняла. Надо ли нам сейчас заниматься именно этим. Или надо вообще-то заниматься чем-то другим, а этим - почему бы и нет, если нечего делать. Потому как я не очень представляю общее направление.
Зато очень хорошо представляю, что мы не можем делать всего одновременно. Значит приходится выбирать и если что-то делаешь - то не делаешь чего-то другого.
Дети черезвычайно находчивые создания.
Это обычное дело -- после долгих объяснений родителям что и почему надо делать, узнать, что ребенок сам именно этим и пытается заниматься и нам его нужно только поддержать.
Надюха, обычно либо "плавает", не оформляя позу, либо "затягивается" в стереотипное напряжение.
Найти опору для организации конкретного, отвечающего требованиям ситуации, положения, ей очень трудно.
Экстремальные ситуации -- отличная в этом отношении помощь.
Инструмент в общем случае называется "ограничение возможностей".
Налево пойдешь ... .
Направо ... .
Лучший ограничитель -- родители, между которыми я и советую засовывать ребенка.
Естественно "с сопровождением".
Надо отслеживать и как ему там и помогать выбираться если застрял.
Для начала надо, чтобы не пугался человек, держал паузу, думал, искал варианты.
Помнить, что очень характерная черта ДЦП-шная -- очень короткое правильное движение.
Потому его надо либо подхватывать, либо помогать строить действие из микрошагов.
С тем, чтобы постепенно их сливать в цельное большое движение.
Присмотритесь как ДЦП-шник разворачивается стоя.
Вроде ротаторы заблокированы, поворот невозможен, но за десяток крохотных шажков разворачивается таки.
Т. е. эффективная фаза движения, есть, но сильно замаскирована фиксирующими тонусами, через которые ей приходиться прорываться.
... Про игры сенсорно-обеспеченные...
Правильно поняла, правильно.
задача всегда двоякая: "завести в обход" дополнительные ощущения, которые могут заменить или подпереть недостаточные, слабые, или "криво" работающие.
... Про привязывать к отчетливо регистрируемым положениям ...
Любые, контролируемые Настюхой положения.
Руки, головы, ноги, хоть одного пальца если они не патологичны, надо стремиться доводить до присвоения, я это называю "обитаемостью".
Это ситуация переживания произвольности, тождественности с самим собой.
Для нас -- легко.
В любой остановке после движения Вы можете сказать: да я попала именно в то положение которое хотела.
Настюхе это все в новость. Тело обычно само по себе, а она сама по себе.
Нужно проделать работу присвоения.
Позы сами по себе пусты.
Даже если построены.
Их надо соединить с переживаниями.
Ритмизация -- главный для этого инструмент.
Поэтому в любой физкультуре все начинается с обозначения количества повторов.
Вспомните как их счет интонирует хороший тренер.
... Про обтягивание и обдавливание ...
Непонимание -- отличная штука.
Без упорного непонимания еще никто ничего не понял.
Попробуйте.
Пошевелите рукой в запястье.
Теперь охватите другой рукой предплечье там где пульс, примерно, сожмите и натяните в сторону локтя.
теперь покачайте кистью.
Обнаружится резкое ограничение, если не форсироваться. Если посильней шевелить кистью, то получится, но с кучей новых ощущений.
Нам интересны оба режима.
Со стопами так можно поступать начиная с мысочков.
Одной рукой обжать и обтянуть, а другой сгибать разгибать пальцы.
Можно таким образом форсировать восприятие любого фрагмента мышечно-связочного аппарата.
Это может оказаться очень полезной работой. Имеет смысл проделывать некоторую серию подобных упров, скажем на дону голень со стопой, а затем смотреть каков отклик.
Сама обтяжка непосредственно может помочь организовать движение, но и последствия могут оч. заметно влиять.
Езда икрой по поеечное ей узкое нечто -- способ и помочь организовать движение ноги через дополнительную обратную связь и способ получить важное переживание пространства тела, не пассивное, во время массажа, скажем, а активно, собственным движением или с помощью.
... Про медведя ...
Извините, забыл о чем речь. Цитату сюда, тогда поиском найду что я там такое писал.
... И напоследок ;) ...
Непосредственно это можно пытаться обустраивать, готовить "фронт работ".
Сами по себе занятия, но скорее сидя на таком лежаке, годятся сейчас прямо.
... не очень представляю общее направление ...
Не удивительно.
Очень постепенно набирается понимание связности всех задач в занятиях.
Без него не чувствуется фронт развития и его продвижение.
Но если поднатужитесь, то кое-что наверно-таки проступает.
Вы долго боролись за обитаемость мира.
Вспомните тихонькое существо, напряженно пыхтящее в уголочке, плохо ориентированное в том чего оно и зачем.
Сравните с нынешней энергичной Надюхой которой все надо.
Что нас держит?
Практически нет контролируемых положений.
без этого не на чем строить движение, оно начинается всегда от положения.
Соответственно произвольные движения очень ограничены.
Ведь доступные положения определяются не через форму тела, а через фиксирующие тонусы, которые -- лучшее препятствие для движения, ведь именно предотвращать его они и должны.
Посему именно за контроль положения тела боремся.
Сейчас Надюха "въется", "плавает постоянно в некоем объеме.
Надо стараться помочь ей найти возможности самоопределяться.
Наклонная поверхность один из инструментов для этого.
Например можно попробовать класть Настюху поперек склона, небольшого. Это организует в теле то самое обтягивание.
... Практически нет контролируемых положений...
Мда, не очень понятно наверно.
Плохо с терминологией в этом деле.
Неверное словоупотребление получилось.
Положениями назовем некие ограниченные и качественно отличные от других объемы возможных поз.
Скажем положение стоя или положение сидя.
А стоя с поднятыми руками тогда у нас будет позой.
(Граница между положениями отсутствует. Некий набор поз оказывается переходным. это важно, потому как создает принципиальные затруднения в переходах из-за принципиально разной организации позы и положения).
А то, что предлагается называть формой тела зависимо от позы и положения в обычной практике.
Это удержание взаиморасположения частей тела против действия внешних сил.
Против сил гравитации действуют тонусы обслуживающие положение и позу, а вот качанию палубы противодействуют тонусы формы.
Их особенностью является безразличие к тому откуда и почему возникает вторжение в конфигурацию тела.
В идеале они выстраивают координацию, противостоящую любому вторжению.
Сильно похоже, что именно эта категория тонусов обеспечивает и переходы от одной позы в другую.
Я обычно предлагаю взять себя одной рукой за талию сбоку поплотнее, а затем поднять в сторону свободную руку.
Обнаруживается синхронный тонус, обеспечивающий устойчивость корпуса.
Не будем заглубляться в теорию.
В общем для Вас сейчас наклонная поверхность -- рабочий инструмент, но не столько для освоения стояния, к которому еще надо готовиться, сколько сидения и контроля конечностей.
... почесывание медведя о дерево ...
Имеется в виду все то же использование кожной чувствительности для поддержки организации позы и движения.
Например это таскание ребенка по полу за руки/у ноги/у и даже голову.
Имеет смысл, если удается построить ситуацию так, что человек при этом не "рассыпается" и не "стягивается".
Следующая фаза -- перетаскивание через локальный объект, наиболее "гуманный" -- складка ковра.
Простейшая версия -- подставляете свой кулак в положение в котором ребенок может о него потереться.
Головой тоже годится.
Вы при этом обзываетесь например "чесальной корягой", которая вроде как просто стоит и ничего не делает.
Реально конечно не стоит и делает.
Надо сказать, что при первых пробах таскания, ребенок конечно может делать все, что угодно, но нас интересует ситуация, при которой если Вы например потянете его в сторону за руку, то он удержит осевое положение головы или восстановит его в конце движения. Если удержал от поворота уже хорошо.
Чтобы спровоцировать удержание головы тянуть надо за руку градусов под сорок пять вниз.
Отправить комментарий