10 марта 2009 г.

Мелкие заметки. 30 шагов до ходьбы.

Дети в норме проходят следующие основные этапы развития функций ног:
1. Поднимают ноги в воздух лежа на спине.
2. Сучат ногами.
3. Стучат пятками. (Это актуализирует пятки в самоощущении, попробуйте).
4. Опираясь на ноги поднимают таз.
5. Удерживая ноги в воздухе поворачиваются (блоком).
6. Поднимают ноги в воздух лежа на животе.
7. Двигают ногами лежа на животе.
8. Поворачиваются опираясь на ноги.
9. Удерживают положение тела с помощью ног (лежа на спине, боку, животе).

Подведем промежуточные итоги:
а) В корпусе развиваются достаточные опорные тонусы для того, чтобы ноги могли подняться в воздух.
б) Подъем ног лежа на спине не вызывает никаких дополнительных напряжений, кроме необходимых для сохранения формы тела. (Нет глобального сгибания).
в) Подъем таза лежа на спине тоже идет без глобальных реакций.
г) Формируется движение тела за счет боковой и пяточной опоры ногами.
д) Развивается удержание положения тела за счет боковой опоры ногами.
г) Запускается использование ног для обеспечения баланса. (Например при дотягиваниях).

Итого:
Движения в корпусе не вовлекают ноги.
Движения ног не вовлекают в движение корпус.
Ноги обеспечивают положение опираясь и балансируя.
Опора ногами почти исключительно боковая и пяточная.
(А не подошвенная, хотя элементы подошвенной опоры возникают почти сразу и подтверждаются на каждом этапе: лежа на спине, боку, животе, на четвереньках, сидя).

Поехали дальше.

10. Движения ног, оставаясь примитивными, синхронизируются с движениями рук (нормально – через боковое перешагивание на руках).
11. Перешагивание на руках запускает ползание, все элементы которого уже готовы. (Торсионные и латеральные напряжения в корпусе + сучение + перешагивание на руках)
12. Усложняется балансирование, (которое сводится в основном к удержанию центра тяжести в границах большой площади опоры) при нарастании разнообразия поз и движений.
13. Границы площади опоры осваиваются и пересекаются произвольно.
14. Площадь опоры последовательно сужается.
15. Плавно нарастает ответственность ног за обеспечение положений и движений.
16. Ноги "обнаруживаются" и осваиваются.

Итого:
Ноги проходят большой путь развития от практически самостоятельно живущих придатков, до вполне ответственных частей тела.

17. Из переходов между различными положениями полулежа оформляются положения полусидя.
18. В это время ребенок очень активно мнет под собой ноги, создавая все новые и новые, до этого неизвестные им положения и напряжения в них. Все это бессознательно.
19. Постепенно нарастает роль ног в поддержании положения тела, и, в некоторый момент, когда они полностью готовы для этого, ногам передается полная ответственность за обеспечение положения тела, возникает положение сидя.
20. При этом все его границы, входы в него и выходы ребенку уже знакомы или быстро доосваиваются.
21. Корпусные напряжения надежно держат ось тела и обеспечивают движения в нем, в то время как ноги обеспечивают удержание положения тела и баланс.

Итого:
Мы наблюдаем практически полную картину необходимых для стояния и ходьбы функций. Теоретически конечно.

22. Эпизоды подошвенной опоры в партере нарастают и приобретают новые качества. (Например из положения на четвереньках с подошвенной опорой на одну ногу возникает, у высокой опоры для рук, положение стоя на одном колене держась руками).
23. Возникают эпизоды опоры на две согнутые ноги. (Положение на корточках с опорой на руки).
24. Осваивается баланс на голеностопных суставах, при заблокированных, в положении на корточках, коленных и тазобедренных суставах.
25. Осваивается полуприсяд. Балансирование на голеностопах + коленях.
26. Осваивается "слон" или "медведь" (как вам больше нравится). Балансирование с вовлечением всех суставов ног совместно с руками.
27. Переход к вертикальному положению у опоры.
28. Боковое переступание у опоры.
29. Балансные реакции внутри этого положения.
30. Перебегания от опоры к опоре.
31. Овладение балансом стоя и в движении.

Легко сообразить, что ДЦП-ята не проходят большую часть вышеописанных этапов развития движения, необходимых здоровому ребенку для овладения ходьбой, на которых он приобретает множество навыков.
Это понятно.
Удивительно, что, как правило, никто не помогает им с этими этапами справиться, или как-нибудь иначе приобрести формирующийся, нормально, до вертикализации, комплект навыков из которых, в основном, и складывается ходьба.
Еще более удивительно, что некоторые из ДЦП-ят таки научаются ходить.

20 комментариев:

Unknown комментирует...

Здравствуйте! Вы так раскритиковали Домана, Войта, Гросса, Ульзибата. А что - кроме Боббатов - ничего хорошего нет? Вот я - как раз "замороченная" мама. Я постоянно ищу информацию - и метаю создать некую систему упражнений для своего сына. Мой 2ухлетний ребенок не слышит, не видит, и ДЦП тяжелая форма. Мы делаем Войта - да, орет. Но улучшения есть. Мне и Доман нравится с его упражнениями. Но придираться к "нормам" - странно. Они, в том или ином виде, приняты повсеместно. Разве не так?
А скажите, пожалуйста, какое отношение к ДЦП имееты Вы? И что Вы КОНКРЕТНО считаете действенным методом реабилитации ДЦП?

Ktyz комментирует...

katherine пишет... Вы так раскритиковали Домана, Войта, Гросса, Ульзибата...

Собственно критика меня не интересовала когда я писал эти заметки.

Задача была -- сформулировать трезвый, реалистичный взгляд на положение дел с методиками работы.

При этом быстро выясняется, что оно печально.
Это может нервировать, но лучше немного понервничать самим, чем с энтузиазмом годами мучить детей по наивности, ориентируясь на густую толпу впереди бредущих за брендовым флагом, и не делая при этом совершенно необходимых ребенку вещей, растрачивая впустую и его и собственный ограниченный жизненный ресурс.


katherine пишет... А что - кроме Боббатов - ничего хорошего нет?...
Бобат-концепт тоже не без серьезных проблем, руки не доходят сформулировать, но, насколько я вижу, он наиболее человеческий из распространенных.
И по отношению к детям и по задачам решаемым профи.
При этом все что в нем делается (в современном его виде) возражений не вызывает. Для меня проблемы в том, что в нем не делается.

katherine пишет...
Вот я - как раз "замороченная" мама ...

Ну вот и отлично. Многое из здесь прямо для таких как Вы и написано. Надеюсь что-то окажется для вас полезным.

katherine пишет... Мы делаем Войта - да, орет. Но улучшения есть. Мне и Доман нравится с его упражнениями ... .

Тут нам с Вами не сойтись.
Например потому, что мне все равно что мне нравится или не нравиться когда я принимаю решение что делать или не делать с ребенком.

Я полагаю что у меня для этого должны быть причины выдерживающие профессиональную критику.

Ktyz комментирует...

katherine пишет... Но придираться к "нормам" - странно. Они, в том или ином виде, приняты повсеместно. Разве не так? ...
Не понял что Вы имеете в виду.

katherine пишет...
А скажите, пожалуйста, какое отношение к ДЦП имееты Вы? ...
Профессиональное.

katherine пишет... И что Вы КОНКРЕТНО считаете действенным методом реабилитации ДЦП? ...

Имеет смысл повторить, что реабилитация -- это восстановление утраченных функций.

Я не рекомендую пользоваться этим, к сожалению имеющим большое распространение, термином по отношению к детям с ДЦП.
То чем имеет смысл заниматься с ними называется абилитация.

Никакого отдельно взятого метода абилитации детей с ДЦП нет и быть не может.

То, что считаю важным и действенным, потихоньку здесь и на форуме www.osoboedetstvo.ru описываю.

Здесь лучше комментировать контекстно, по теме.
Это все я через недельку удалю как оффтоп.

Ktyz комментирует...

katherine пишет... Я постоянно ищу информацию ...
Правильно делаете.

... мечтаю создать некую систему упражнений для своего сына ...
А вот это думаю напрасно, Вы точно будете всегда бежать за ушедшим поездом.

Более разумно искать профессиональных людей, которые помогут Вам сориентироваться в проблеме, понять что Вам надо и не надо, выстроить приоритеты, поставить цели, сформулировать задачи, освоить способы их решения, контроли правильности и уместности и т. д. .
Все это практически невозможно сделать быстро самостоятельно.

Unknown комментирует...

Я тогда по пунктам, можно?

1. насчет критики и целей уяснила.
2. Доман - Войта - Бобаты
Я, конечно, не профи, я только учусь.=) Но. Вот какие выводы ПОКА сделала для себя: мне необходимо стимулировать ребенка - чтобы он делал что-то. через зрение и слух это опять же ПОКА не представляетяс возможным. Остается - создавать какие-то УСЛОВИЯ, для того, чтобы сподвигнуть его на те или иные движения. Врятли они могут быть комфортными - кто ж будет что-то менять, ежели ему и так хорошо. Наверное, мои рассуждения глупы, но я и чувствую себя пока совершеннейшим младенцем в данной теме. А Доман - он же и вообещ ничего нового не изобрел - в чем честно признается. Его методика вобщем-то компилятивна. Тем для меня и привлекательна.

Насчет проф. критики и нравится/не нравится. Тут у меня свои соображения. Состояние моего ребенка - результат 2ух ошибок врачебных. Поэтому я ОЧЕНЬ настороженно отношусь к любым врачам. Извините. И предпочитаю в конечно итоге выбирать и решать САМА, что и как буду делать дальше. Даже если это будет на чисто интуитивном уровне. Тем более, что частенько профи диаметрально расходятся в мнениях. и как тут выбирать? и кому больше доверять? Вы извините, что я тут Вам голову морочу с личными переживаниями и Ваше время отнимаю, Вы так и скажите, а то Остапа несет с полпинка =))
3. Оффтоп - дада. Я просто написала в последний ваш пост, потому как боялась, что вдруг Вы меня не увидите, или вообще блог не активный. Прошу прощения.
Особое детство возьму на вооружение - спасибо.
4. А Вы специально не конкретизируете ваше проф. отношение к проблеме? =)
5. Система абилитации.
Да! естественно, я мечтаю создать эту систему не сама. И вот, снова чем мне понравился Доман. Он составляет индивидуальную программу абилитации.
Видимо, мой склад ума-характера и т.д. таков, что я не могу следовать "советам" типа - ну поделайте вот это, а еще вот это поделать можно. А как часто? - ну регулярно, желательно..
При таком раскладе я просто не буду ничего в итоге делать.
Мечтаю, чтобы нашелся человек,к-рый рассмотрев нас, учитывая, что у меня все-таки ДВОЙНЯШКИ (первый из двойни здоров), помог мне составить такую программу. Вот мы стимулируем зрение, вот тренируем слух, вот провоцируем движение. Вот с такой-то интенсивностью и вот такое-то время. (понятно, что все равно прийдется действовать смотря по ситуации и состоянию человека на тот или иной момент. но мне необходим "костяк") Где взять такого человека?
Вы меня простите еще раз за болтливость мою, но раз уж я на Вас "напала"..то вот. Вцепилась немножко =)

Ktyz комментирует...

Давайте отсюда переберемся на более удобный для таких задач сайт. Предложений два:
http://groups.google.com/group/prostotak?hl=ru
или www.osoboedetstvo.ru.
Я бы попробовал обкатать группы.
Не возражаете если я туда весь наш дискус откопирую?

Unknown комментирует...

Давайте попробуем группу - правда, я в них не разбираюсь совсем - необычная для меня штука. Но дело ж наживное!
Дискуссию, так сказать, конечно, можно скопировать. =))

Ktyz комментирует...

В группах мне не понравилось, слепил сайтик ни скорую руку, попробую там ответить. адрес:

https://sites.google.com/site/daprostokak/home/soobsenia/dcp-cto-delat-/cto-delat-2

Unknown комментирует...

И снова здравствуйте!
Я прочитала Ваши ответы - правда, не знаю, как на этом сайте вести общение. Так что пишу сюда.

Попробовала я узнать о новом термине для меня - кинезиотерапии. И вот что попалось на одном из сайтов: Детская кинезиология получила свое развитие, как в России, так и за рубежом. Наиболее известными в настоящее время являются методики Г. Домана, В. Войте, К. Ханнафорд.

Так ли это? На мой дилетантский взгляд - да. Лечение движением. Воздействие на мозг (по Доману) через движение. Очевидные минусы систем (для меня!): НЕкомфортность Войты (и по большей части сложность в самостоятельном освоении и применении к собственному чаду) и колоссальная время-затратность Домана.

Существует ли некий Петров, который усовершенствовал систему? (не говорю "создал", потому что в нечто абсолютно новое, честно говоря, не верится). Если существует - то где можно ознакомиться?
Еще такая проблема возникла: инофрмации СЛИШКОМ много. На форумах "особых" она переодически повторяется - я просто физически не успеваю читать и "обрабатывать". Возможно, если это Вас не затруднит - Вы могли бы подсказать, что могло бы оказаться полезным в нашем случае? Нам вчера исполнилось 2 года - хотелось бы уже хотя бы наметить наш маршрут.

Ktyz комментирует...

katherine пишет...
И снова здравствуйте! ...
И Вам -- здравствуйте!

Давайте все-таки попробуем наладить технологию.

Я не по компьютерной части, и только начал разбираться с этими гугловыми сайтами, но вроде бы сайт выставил в открытый режим, т. е. там писать может кто угодно. (Как обещано в административном интерфейсе).

Давайте попробуем освоить.

Вики-подобные инструменты, а этот сайт такой, кажутся мне более переспективным инструментом для нашей задачи чем форум. не понравиться -- перебросимся в "Особое детство", я там тоже ktyz.

Здесь уж очень неудобно. Функционал убогий для комментов.

Unknown комментирует...

Я бы с удовольствием общалась на сайте - но никак не пойму, где заветная кнопочка - оставить комментарий или чтолибо в этом духе. Как оставлять там комменты?

Насчет комментов здесь: мне вполне удобно читать Ваши комментарии - так как они приходят мне на почту - и мне ничего не мешает наслаждаться ими =))

Ktyz комментирует...

katherine пишет... Я бы с удовольствием общалась на сайте - но никак не пойму, где заветная кнопочка ...
Извиняюсь, это я не разобрался.
Чтобы получить такую возможность я, как админ, должен Вас пригласить. При этом, как я понял из справки, Вы -- это гугловый аккаунт.
Заведите, плиз, (если есть, но не публичный, лучше завести новый) и давайте его сюда.

katherine пишет... Насчет комментов здесь: мне вполне удобно читать Ваши комментарии - так как они приходят мне на почту...

Это хорошо, но мне неудобно их писать.

katherine пишет... и мне ничего не мешает наслаждаться ими =)) ...

А мне на сайтах писать нравится ...

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Ktyz комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
moan7575 комментирует...

21. Эпизоды подошвенной опоры в партере нарастают и приобретают новые качества. (Например из положения на четвереньках с подошвенной опорой на одну ногу возникает у высокой опоры для рук положение стоя на одном колене держась руками).
22. Возникают эпизоды опоры на две согнутые ноги (положение на корточках с опорой на руки)
23. Осваивается баланс на голеностопе при выключеных коленных и тазобедренных суставах.
24. Осваивается полуприсяд. Балансирование на голеностопе + колени.
25. Осваивается "слон" или "медведь" (как вам больше нравится). Балансирование совместно с руками.
26.Переход к вертикальному положению у опоры.
27. Боковое переступание у опоры.
28. Балансные реакции внутри этого положения.
29. Перебегания от опоры к опоре.
30. Овладение балансом стоя и в движении.

Леонид, спасибо большое! Все-таки мне думается, что есть толк в чистой информации) книги же помогают! И вы не зря же выкладываете свой опыт.
Разбираюсь уже около недели с этой картиной, которую прочитала в посте. Не очень владею таким языком, можно уточнить?
У малыша что-то точно я вижу, а что-то сомневаюсь, чего-то точно нет.
21. я правильно поняла, что стоит ему показать, как можно опираться подошвой одной из ног, стоя на четвереньках? То есть стоя на четвереньках, одна нога на колене, вторя на стопе, верно? И из этого вставать, подтягивая себя руками за опору?
22. Это то, что называют "высокие коленки"? Он у меня отлично стоит сам без опоры и поддержки на "выских коленках"
23и 24. не поняла вобще, пожалуйса, можно как-то иначе описать положения?
25. из слона выходит в "домик", а вот устйчивости чтобы удержаться в "домике" долго или выпрямиться не хватает. Он уже довольно высокий парень, не те рычаги, что у мелкотни) Зато в "домике" может даже пару "шагов" протопать.
26. у опоры-то стоит прекрасно уже, уверенно
27. уже каке-то время переступает, но пока руки не отпускает

И еще. Ни разу не видела, чтобы он, лежа на животе, поднимал ноги, дрыгал ногами... Может, я тут не так поняла. То есть, когда он забирается на диван, он лежит на животе, ноги на весу, он ими вполне себе дрыгает, как хочет. Но вот на полу или другой прямой поверхности не поднимает ноги. Это "рыбкой" надо учить поднимать, верно?

Ktyz комментирует...

moan7575, вы поставили сразу много вопросов, требующих объемных обсуждений, для которых комментарии к постам не приспособлены.
Давайте попробуем создавать тему под каждый такой вопрос в группе (https://groups.google.com/forum/?hl=ru#!forum/prostotak), а здесь (чтобы его легко могли найти читатели) давать на него ссылку.
Я, для пробы, сейчас так сделаю ...

Ktyz комментирует...

Обсуждение вопроса "21. я правильно поняла, ..." https://groups.google.com/forum/?hl=ru#!topic/prostotak/pmR_bPZq0Zs

moan7575 комментирует...

Спасибо! Я, честно говоря, очень плохо пользуюсь пока гугльской системой.

Ktyz комментирует...

Просто пробуйте, ну и, при случае, может кого поопытнее за рукав поймаете ...