Все необходимые для стояния и ходьбы навыки ребенок нормально приобретает постепенно и естественно.
Подготовительный курс обучения к стоянию и ходьбе дети проходят осваивая множество положений и переходов между ними.
Прикидки показывают, что основных положений около полусотни, а переходов между ними больше сотни.
Лишних среди них нет.
Каждое положение и каждый переход требует определенных умений.
Все вместе они создают пространство возможных положений и движений, которое обеспечивает успешность адаптации к свойствам собственного тела и окружающего мира.
Кроме того существует еще некоторое множество качеств движения, без которого оно не может быть эффективным. Это и сила и плавность и резкость и т. д. и т. п. .
ДЦП-ята получают гораздо более бедное моторное образование чем норма.
Происходит это не только из-за выпадений некоторых возможностей, но и потому, что ДЦП-ята нуждаются и в некотором снижении порогов, которые надо преодолеть для того, чтобы приступить к решению многих моторных задач, и в специальных условиях, обеспечивающих возможность их решения.
Таким образом "моторное образование" ДЦП-ят ограничено не только свойственными им проблемами, но и несоответствием окружающего мира их потребностям, препятствующим получению и вполне доступного "образования".
(Собственно занятия движением и призваны снижать пороги и создавать условия).
Для того, чтобы начать учиться в "высшей школе" ходьбы, надо обязательно обладать неким "минимумом знаний", полученных в "средней школе" -- в партере, которые не заменишь ни желаниями, ни усилиями.
Этот "минимум" одинаков для всех. И для нормы и для ДЦП-ят.
К сожалению в современной практике не принято с этим считаться.
ДЦП-ят просто вертикализируют, переводя таким образом в "высшую школу" без экзаменов.
Но экзамены нужны для подтверждения необходимых для дальнейшей учебы знаний, а вовсе не для "отсева", как нас приучили думать.
Видимо поэтому, полагая, что экзамены надо просто "проскочить", ДЦП-ят, вместо того чтобы гораздо более внимательно чем это нужно для нормы, готовить к решению новых задач, просто, буквально, ставят перед ними.
Что и как должны делать дети, не имеющие необходимых для адаптации к вертикальному положению навыков, обычно почему-то никого не интересует, пусть мол сами разбираются.
Они и разбираются как могут.
Нужных навыков у них нет.
Естественно развиваются патологические адаптации.
Наращиваются тонические нарушения, контрактуры, деформации суставов и позвоночника.
На которые принято реагировать только тогда, когда они заходят достаточно далеко, да и то только тяжкими вздохами.
Между тем нет никакой проблемы, кроме отсутствия желания, мешающей заниматься созданием условий, в которых ребенок имеет шансы приобрести самые необходимые для удержания вертикального положения умения.
Их немного.
Это в первую очередь способность к удержанию оси тела.
Во вторую -- упор ногами.
(Назовем так некоторую способность, отличную от ее рефлекторных собратьев вроде глобального разгибания, рефлекса тройного натяжения или сучения, которые могут обеспечивать опору на ноги, но только единообразную, не имеющую потенциала развития или хотя бы модификации).
В третью -- опора на одну ногу.
В четвертую -- отталкивание.
В пятую -- вынос ноги.
В шестую -- перенос веса с ноги на ногу.
В седьмую -- балансирование.
Каждая из этих способностей естественно не проста сама по себе, но для начала и такая грубая классификация вполне полезна.
Она помогает обратить внимание на то, что и стояние и ходьба обеспечивается сложным согласованием напряжений и движений одновременно в обеих ногах и в корпусе.
И на то, что вертикализаторы очень способствуют разрыву и без того слабых и некомплектных у многих ДЦП-ят связей между этими движениями и напряжениями.
Просто потому, что двигая только "верхом" в вертикализаторе не нужно не только ничего двигать "внизу", но и образовывать соответствующие этим движениям "наверху" и обеспечивающие их тонусы.
А в реальном мире, вне вертикализатора, оказывается, что этот "низ" должен играть ведущую роль, не только обеспечивая любые движения "верха", но вообще создавая их возможность.
Моторный "верх" правит балом до овладения сидением, в процессе которого нормально происходит "революция снизу" и контроль движения перехватывает "низ".
В норме, в процессе овладения сидением, ребенок заставляет ноги освоить множество совершенно незнакомых им положений и координаций.
Но еще задолго до этого, с первых месяцев жизни, дети начинают нарабатывать опорную функцию ног, очень медленно преодолевая врожденные примитивы вроде сучения.
После соединения этих двух направлений развития, обеспечивающего вышеупомянутую революцию, выход на стояние занимает у ребенка примерно последнюю треть первого года жизни.
И все это время можно легко видеть, что правильно и успешно пользующийся в партере своими ногами ребенок, искусственно переведенный в положение стоя, совершенно беспомощен.
Он не только не может удерживать равновесие или шагать, но легко "проваливается" в состояние совершенно идентичное ДЦП-шному.
Для того, чтобы перейти из партера к вертикальному положению, дети "проходят" немало новых "предметов" в виде освоения множества новых положений и переходов между ними.
Этих положений и переходов оказывается примерно треть от общего вышеупомянутого количества.
При этом надо понимать, что эти "предметы" точно не проще чем предшествующие.
И только успешно сдав по ним "экзамены", дети оказываются готовыми для следующего скачка в развитии -- овладения вертикальным положением.
Кто и когда решил, что в отличие от нормы, ДЦП-ята должны учиться стоять и ходить исключительно чудом, по щучьему велению, не имея для этого никакой подготовленной базы, не знаю не ведаю.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак I.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак II.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак III.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IV.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак V.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VI.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VII.
- Лежачий стояк, или стоячий лежак VIII
- Лежачий стояк, или стоячий лежак IX
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Лирическое отступление
- Лежачий стояк, или стоячий лежак. Продолжение отступления
- Лежачий стояк, или стоячий лежак X.
10 комментариев:
Леонид Михайлович, а что значит, что ДЦП-ята нуждаются в снижении порогов? Порогов чего?
И еще - а все ли могут пройти "среднюю школу"? Понятно, что если не заниматься, то ничего не пройдешь. А если заниматься - то все появится? Или в какой-то момент надо все-таки сказать "стоп" и пытаться приспособиться уж как-нибудь на основе имеющихся патологических реакций? Наверное, лучше в итоге кособоко сидеть или ходить, автоматически перебирая ноги и опирясь на каталку, чем правильно лежать (если хоть этому удалось научиться...)?
Про снижение порогов.
Дети делают только то, что у них получается.
И из этого незаметно вырастает новое, которое тоже вдруг начинает получаться.
Скажем встает ребенок не для того, чтобы стоять, а для того, чтобы вставать. Интересно ему.
И в некоторый момент обнаруживает новое качество -- стояния, которое оказывается ужасно интересным. Но ноги перешагивают. И т. д.
Но вхождение в новое качество -- всегда порог.
Например чтобы встать на четвереньки нужно отжаться.
А если не хватает сил? Пытаться день за днем отжиматься?
Дети не умеют делать не завершающиеся действия. Так устроены.
Надо просто подвесить ребенка на полотенце и поддержать, подстраховать, помочь подниматься на руках и, самое главное, ложиться.
Обычная практика -- просто ставят на руки и отпускают.
Стоит, ура! Но руки подгибаются и ребенок носом в пол.
Он же не может себя положить!
Следующий раз оказавшись в опоре на руки, он думает в первую очередь как из нее выбраться и без опоры на нос.
Естественно догадывается, что голову надо в сторону и руки поджать.
Его опять ставят, а он голову в сторону и руки поджимает. Очень довольный собой и готов это делать много-много раз.
Про среднюю школу.
Вы когда-нибудь пробовали сравнить свои возможности и
скажем чемпионки мира по бегу на 100 метров? Или с оперной певицей?
Я свои сравнивал. Правда не с чемпионами мира а с простыми мастерами спорта. Так вот, разница поболее чем между мной и бабушкой с палочкой.
Но есть некоторый "квалификационный минимум", "обязательная программа", без которого человек не попадает в общую для мастера спорта, меня и бабушки группу способных ходить. Или, общую для Вас и певицы, способных говорить.
Например удержание веса тела в опоре на одну ногу, пусть полсекунды. Можно успеть переставить другую, но если только 0,1,то извините, приходите еще.
Рекомендуют надеяться на лучшее, но рассчитывать на худшее.
Всегда надо очень стараться не закрывать потенциальные возможности.
Скажем не прекращать тренировать упор ногой даже если кажется, что шансы ну никакие. Всякое бывает. Дети, например растут, меняется конституция, в некоторых возрастах ноги значительно сильнее чем в другие. И могут запуститься.
Дорогу осилит идущий. В спорт-секциях ценят не самых способных, а самых работящих. А ДЦП-ята -- всегда спортсмены. Просто у каждого из них свой, личный вид спорта высоких достижений. Так что насчет всего не надейтесь, всего нет ни у кого.
Но жадность в нашем деле вещь не вредная.
Надо бороться за все, что можно захапать.
Бульдог образец для подражания. Держать задачу и вилять хвостом.
Знаете почему лиса вылезает из норы в которую запустили таксу?
Потому что быстро понимает, что пусть лучше пристрелят чем находиться с этим зверем в одном помещении.
Извините за предложенные для подражания образцы.
Про патологические реакции.
Да нету никаких патологических реакций.
Все, что есть, все хорошие.
Патологическим негде браться.
Просто из-за различного рода дефицитов лакуны не всегда удачно заполняются. А то и очень неудачно.
Это очень сильно зависит от модели поведения окружающих.
Есть всего две концепции.
Одна кинезиотерапевтическая, другая эрготерапевтическая.
По первой -- искусство ради искусства.
По второй -- цель оправдывает средства.
И та и другая очевидно ошибочны.
По первой смыслы занятий не могут быть привлекательными для ребенка, какими бы замечательными они не были.
По второй детей пытаются побыстрее в ремеслуху сдать и к станку.
Проходили. Давно. Помните что получается с ребенком если его работать заставлять? К подростковому возрасту он оказывается депрессивным стариком.
А ДЦП-енок еще и с кучей деформаций.
Так мир устроен, что все, что рождается -- очень нежное и слабенькое.
Если нет нужных условий -- быстренько погибает.
Это про новые функции.
Они появляются совершенно незаметно. Их очень легко затоптать.
Кособоко сидеть или ходить с каталкой можно и очень хорошо, прямо мастерски, и очень плохо, с быстрым ростом всяческих деформаций.
Дефициты всегда надо чем-то компенсировать.
Если ноги не разгибаются, то надо набрать большой запас силы в четырехглавых мышцах, например. Я помню дедушку, который во времена моего детства приходил в настольный теннис играть.
Колени у него градусов на 30 недорагибались, но бедра были такие, что пацаны пальцем показывали и говорили:-- "Во! глядите какой мужик здоровый!" А было мужику лет 70.
Что-то я не поняла с этим сервисом - тут нельзя комментарий отвечать? Или я не туда смотрю?
Про пороги поняла, спасибо.
Свои возможности с чемпионкой мира по бегу доводилось сравнивать ;) У нас в манеже как-то Ирина Привалова тренировалась и даже в наших соревнованиях участвовала, 600 м, насколько я помню ;) Правда, кто из нас не на беговой дорожке больше похож на бабушку с палочкой - это еще вопрос! А вот с оперными певицами пока нет, но мне не нравится, как они поют. Вот певцы - это да! Впрочем, я отвлеклась.
Я просто не совсем поняла по первому тексту, что Вы пытаетесь сказать - что надо обызательно освоить все 50 положений и больше сотни переходов, чтобы приступать к вертикализации, или что их вообще столько и все они для чего-то нужны, а нужно освоить какой-то минимум. А максимум только чемпионы мира и освоили. Я поняла, как первый вариант и очень усомнилась, что мы когда-нибудь освоим такую гору...
Про две концепции - это я понимаю. А есть какие-то варианты, чтобы не выбирать из двух зол?
Мне кажется, что и эти две системы вполне можно приспособить к делу. Занятия из кинезиотерапевтической подать под видом игры, для нас там цель будет какое-то движение, к примеру, делать, а для ребенка - своя, сюжетная. В эрготерапевтической придумывать приспособления какие-то разумные, чтобы вреда не было, а возможностей ребенка хватало на то, чтобы справиться. Или это утопия?
Да, еще и при всем этом заметить нужные функции. М-да, это ребенку надо не родителей, а академиков. Сначала решить, за что хвататься, потому как плохо все. Потом как хвататься, чтобы пользы было как можно больше, а вреда лучше бы вообще не было. А потом еще разобраться, куда смотреть, чтобы понять, что же из этого вышло, что нужно менять или делать дальше...
Blogger оля пишет...
Что-то я не поняла с этим сервисом - тут нельзя комментарий отвечать?
Да, комент на комент здесь не проходит. Такой сервис гугловый есть отдельный, Гугл груп называется.
они обещают все сервисы свои постепенно интегрировать, а пока можно например так.
Можно конечно в коменте повесить ссылку на соответствующий пост в группах и там дальше разбираться, но пока вроде такой нужды нет.
Профессиональные спортсмены -- узкоспециализированны как животные. Для человека это естественно патологическое состояние.
Я в свое время наблюдал сдачу норм ГТО студентами института физкультуры.
Все они были как минимум КАМС-ы. Когда стометровку бежали одновременно борцы, гимнастки, спринтеры, стаеры и метатели молота, хохотать можно было до колик.
По поводу 50 и 100 я имел в виду, что сильно похоже, что неосвоенность любого из них обедняет комплекс доступных координаций и в вертикальном положении, поэтому чем больший объем освоен в партере, тем лучше качество вертикализации.
При этом вопрос в освоенности именно координаций, а не использующих их функций. Скажем чтобы ползти надо держать тонус прямых мышц живота на фоне торсионных напряжений в корпусе.
Но если руки не держат ползать не получится, а координацию эту можно отлично построить и лежа на спине.
А при ходьбе она нужна для выноса ноги.
Можете легко проверить на себе.
Положите руки на живот и расслабьте его. А теперь шагайте,нормальным шагом.
На выбросе ноги идет толчковое напряжение прямых живота.
Максиму осваивают конечно далеко не все дети, но пока я всегда мог указать на причину, по которой ребенок что-то не осваивает.
ДЦП-ята -- не проф. спортсмены, но должны быть проф. физкультурниками.
Партерные дифициты можно успешно устранять всю жизнь.
Координаторные возможности вообще и у ДЦП-эшников в частности можно развивать всю жизнь и это правильное занятие.
И интересно, и полезно.
Но фронт развития у всех людей очень разный,и наступление по фронту тоже идет всегда неравномерно.
Но все это не отменяет "экзаменационных требований". они ведь не максимальные, а минимальные.
У Ландау это называлось терминимум.
Дети вообще ничего кроме как играть не умеют достаточно долго.
Поэтому и в рамках кинезиотерапевтического и в рамках эрготерапевтического подхода они просто не держат энергетику.
Нормально надо все время играть, с некоторого момента подключается авторитет, и только подросток готов заниматься, но с опорой на тренера.
Первично появляющиеся возможности могут довольно долго быть непригодными ни для какой функции. Это кинезио-фаза, а когда дозревают их надо побыстрее загонять в эрго-фазу, функциональную.
Веденные в привычно употребимые навыки они закрепляются и развиваются дальше, становясь опорой для появления новых слабеньких ростков.
так что не утопия, по хорошему так всю жизнь. Если хватает творческого начала.
Не скажу, что академиков, уж больно они далеки от практики, но личных тренеров высшей квалификации хорошо бы.
Придется приобретать специальность.
А какие есть другие предложения?
Да нет других предложений. Но жаль, что я эту специальность не приобрела лет 10 назад.
Всему свое время.
Отправить комментарий