1 ноября 2008 г.

Чем и как писать детям? Часть VII. Быстро или медленно?

После первичной автоматизации некоторых графических навыков, нормально наступает диссоциация: одни операции уже удается делать быстро, а другие требуют много времени.

Надо дать им разделиться для того, чтобы они друг друга не разрушали.

Попробуем разобрать пару ассоциаций.

Нам нужно решить сложную задачку. Что мы делаем?

Медленно читаем условие.
Может быть несколько раз.
Пока не почувствуем, что ухватили его целиком, ничего не упустив.

В нашем случае это работа по актуализации образа знака.

Затем мы попытаемся сообразить из каких простых и доступных действий может состоять решение задачки.

Это построение образа действий.

Потом мы быстро и легко делаем первое действие.
Проверяем.
Делаем второе, третье... .
Все вроде.
Проверяем результат.

Таким образом процесс решения состоит из перемежающихся трудных и медленных фаз, и легких и быстрых.
Для быстрых у нас у же есть хорошие навыки, а для медленных -- нет.

Другой пример.

Представим себе, что нам нужно доехать на машине в малознакомое место.
С чего мы начнем?
Посидим подумаем.
Вплоть до наступления эффекта "Ага!"
Да, ясно! Вон за тем домом надо повернуть направо, через квартал налево, под мост, через три километра еще налево, потом ... .

Стоп. Хватит пока.
Там разберемся.

И так может быть несколько раз.

Думаем мы медленно, а ехать можем быстро.

Еще один.

Как мы осваиваем новый танец?

Сначала строим ряд положений.
Медленно.

Затем заучиваем последовательность положений.
Опять медленно.

После этого учимся переходить из одного положения в другое.
До тех пор пока каждый переход не получается легко и быстро.
Но между ними пока нет связи.

Потом пытаемся слить воедино ряд легких для нас уже действий.
Получается ступенчато поначалу. Движение -- остановка, движение -- остановка.
Одно движение пока не перетекает в другое, между ними пауза.
Но, после приобретения некоторой уверенности, паузы начинают уменьшаться, пропадают совсем и получается собственно танец.

Еще пример.

На дороге регулярно видишь, как какая-нибудь машина вдруг резко тормозит, а затем спокойно едет буквально поперек дороги, создавая аварийную ситуацию.
Это водитель пытается ехать и думать как ехать одновременно.

Так, как его учили в школе писать.

Когда достигнута первичная автоматизация навыков обеспечивающих формы при письме, то вполне можно и нужно пробовать танцевать

Для этого, в рамках занятий с прежними инструментами, фрагментарно вводятся новые.

Реально обычно один новый.
Мягкий графитовый карандаш.
5-9B.
(Про отечественные пока лучше не вспоминать. Качество их прямо скажем ... ).
Наиболее реально купить карандаши в магазинах для художников.

К сожалению мягких цветных карандашей в природе не наблюдается.
Не продают.
Собственно у них как бы и нет такого параметра как твердость. Якобы.
Мол берите какие есть, они хорошие.
Цветных карандашей в продаже очень много. Разных. Только все твердые почему-то.
Единственная как кажется альтернатива графитовым -- акварельные карандаши, но надо либо их постоянно мочить, либо бумагу.
Есть еще косметические, в некоторых случаях тоже вполне применимые.
Но по настоящему удобных, легко оставляющих насыщеный след и в детской руке цветных карандашей нам пока не дают.

С шариковой ручкой лучше не спешить из-за навязываемого ею маленького угла наклона инструмента.
До того, как взять шариковую ручку в руки, ребенок должен наработать правильный захват.
Угол наклона инструмента в котором регулируется перемещением места контакта его верхней части с кистью, а не поджиманием пальцев.

Только после приобретения навыка маневрирования карандашом при штриховании, при котором карандаш должен принимать разные положения относительно кисти, можно без особого риска осваивать шариковую ручку.

Только делать это надо обязательно в виде небольших эпизодов между занятиями с карандашами, следя, чтобы захват шариковой ручки не "засох", не стал стереотипным.


Так что выбора пока никакого нет, берем мягкий графитовый карандаш, и учимся с ним танцевать.

Выполняем штриховки.

Разные.
С разной амплитудой.
В разных направлениях.
Управляя давлением.

Из-за легкости скольжения пропадает регуляция движения опирающаяся на напряжение, остается только динамическая.
Поэтому следим, чтобы все движения были в высоком темпе. При медленных может легко нарасти совершенно не нужный тонус, который займет место сопротивления движению.

Поэтому строим занятие так, чтобы эпизоды штрихования поначалу были совсем короткими, в пару секунд, между ними короткие паузы, а движения при этом были максимально быстрыми.
Например рисуем пятна на шкуре жирафа.

Эти "пакетные" штрихования простыми штрихами постепенно переводятся в штрихования единичными штрихами, которые, опять же постепенно, все более уточняются.

Например рябь на море и черепица на крыше рисуется одинаковыми штрихами, только в первом случае хороши любые серии штрихов, лишь бы они были горизонтальными, а во втором они уже должны быть и одинаковыми.

Таким образом голова может медленно и спокойно думать пока рука быстро и энергично рисует.

Как там у Киплинга?

" ... и вместе им не сойтись."

Комментариев нет: