15 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть III. Учить или не учить?

Письмо настолько важный навык, что обычная позиция -- учить во чтобы то ни стало.

Попробуем изменить вопрос.

Зачем учить?

В каждом случае придется определять это отдельно.

Потенциальной целью может быть например:

-- Коммуникация.
-- Сохранение информации.
-- Самовыражение.
-- Обучение другим предметам.
-- Получение опыта освоения сложного навыка.
и т. п.

Самые главные факторы, определяющие цели обучения письму, это:

-- ожидаемая, в результате занятий, скорость письма;
-- его энергоемкость.

В каждом классе школы программа предусматривает определенную скорость письма и определенные объемы написанного.

Любой ребенок выпадающий из нормативов сильно страдает:
-- и потому, что он не успевает выполнить задание;
-- и потому, что просто не успевает что-то записать;
-- и потому, что слишком устает от процесса письма.

Если вы хотите соответствовать школе, с нормативами необходимо справляться.

Насколько это реально в вашем случае?
Как правило нет.

Дело в том, что у ДЦП-ят, даже с казалось бы совсем хорошими руками (про остальных не говорю), как правило снижена операционная скорость и выносливость.

Прикиньте насколько больше требуется Вашему ребенку времени на любые хорошо освоенные операции (например поедание супа) чем норме.

Между тем на написание одной страницы ( это примерно 500 знаков) уходит раза в три больше операций, итого 1500.
Таких страниц надо будет писать за урок в средней школе хотя бы 2-3 итого 3000-5000 операций.

Получается, что надо делать как минимум пару операций в секунду (паузы в письме ведь тоже должны быть) чуть не весь урок и особенно от этого не уставать.

Для очень многих ДЦП-ят такие задачи останутся запредельными.

Хотя и операционную скорость и выносливость можно значительно повысить адекватными занятиями, но у всего есть пределы.

Что делать?

Ребенку, которому не хватает операционной скорости в первую очередь надо снизить количество необходимых для выполнения задания операций.

От письма приходится при этом отказаться в пользу например тестов с выбором ответа.
Есть и другие инструменты.

Да и все остальные вышеупомянутые цели зачастую достижимы с помощью компьютера, диктофона и телефона.

А надо-ли вообще заморачиваться с обучением письму ДЦП-енка во времена "компьютеризации всей страны", если уж письмо не будет играть в его жизни роль важнейшего инструмента получения образования?

Думаю, что да.

В некоторых случаях имеет смысл заниматься письмом даже не думая о результате.

Потому, что для ДЦП-енка такие занятия самоценны.
След движения -- замечательный инструмент коррекции движения.

Конечно рисование, в этом смысле, тоже оказывается очень важным, как и лепка и апликация, как любое изобразительное искусство.

Но только письмо требует мобилизации практически всех психических функций.

Это видимо самый сложный из всех двигательных навыков, поэтому возможности применения обучения письму именно как коррекционного инструмента очень велики.

Итого получились следующие тезисы:

1. Если Вы уверенны, что ребенок справится с требованиями программы, то вперед, учите, но будьте внимательны и осторожны.

2. Имейте под рукой инструменты, способные заменить письмо и применяйте их при первых признаках перегрузки ребенка письмом.

3. Занятия письмом могут использоваться как коррекционный инструмент.

Комментариев нет: