20 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть V.II. Держать или не держать?

Выяснив в предыдущей части, что в первую очередь держать надо нам таз ребенку, двинемся дальше.

Но если ребенку обеспечить правильное положение таза, то не факт, что все сразу будет хорошо.
Может оказаться, что ему еще нужно помочь освоить это новое для него положение.
(Это еще одна отдельная тема, Ох, что-то многовато их набирается... ).
Предположим, что нам повезло и позвоночник ребенка сразу стал мобилен.
Что дальше?

Дальше надо думать как обеспечить рабочее положение для головы и рук.

Это как правило несложно.
Достаточно подобрать правильный угол наклона рабочей поверхности.
Обычно это градусов 45-60 к горизонту.

Поверхность эта должна быть достаточно велика и надежно закреплена.
Удобный размер примерно 50 на 70.
(Такой большой, потому как очень желательно еще и учиться рисовать на больших форматах).

Ничего пригодного в продаже нет. Приходится находить человека с руками, который может из пары планочек и куска фанеры сделать пюпитр.

Требования к нему простые:
-- Передний край пюпитра должен надежно цепляться за край стола.
-- Желательно, чтобы его можно было легко сложить.
-- Самопроизвольное складывание недопустимо, можно пальцы прищемить.
-- Внимательно проверить на угрозу заноз и порезов. Ребенок может ведь сделать быстрое и сильное движение по любой доступной поверхности. Все должно быть тщательно зашкурено, никаких острых углов.
-- На пюпитре должна легко крепиться бумага.

В течении длительного времени отлично себя оправдают дешевые, с шершавой задней поверхностью, обои, которые нарезаются на нужного размера куски, которые складываются вдвое и просто вешаются на верхний край.

Долго надо писать и рисовать крупно, с хорошим сопротивлением движению и бумаги не жалеть.

Такоим образом мы обеспечили условия для правильного положения головы и выяснили, что держать надо в первую очередь бумагу в правильном для ребенка положении, а не голову.
Хотя в некоторых случаях без поддержки для головы не обойтись.

Теперь про руки.

Бывают они разные.

Если мы имеем дело с серьезным гемипарезом.

Крайне желательно пюпитр надежно закрепить на столе.

На пюпитре, примерно напротив плечевого сустава паретичной руки ребенка, надежно закрепить подходящую для него толстую рукоятку.

Она должна располагаться под правильным углом, зависящим, как обычно от ... , так что заранее не угадаешь, подбирать надо.

Сшить из нетолстого, но прочного материала рукавичку.

На эту рукавичку нашить липучки или пуговички с петлями так, чтобы они не давали рукавичке соскакивать с руки, а руке с рукоятки.

Вся эта конструкция позволяет включить в дело паретичную руку, которая будет помогать ребенку сидеть.

Таким образом "нерабочую" руку удается держать при деле, иначе от занятий письмом ее спастичность будет нарастать.

Если поражение нерабочей руки не такое глубокое, то на нее надо все равно возложить некие обязанности.

Может быть она должна держаться за край пюпитра, может быть должна держать лист. Главное, чтобы не выпадала из рабочего процесса.

Если гиперкинезы, то одну руку тоже желательно пристегнуть к пюпитру, а с другой достаточно долго позаниматься специфическими для гиперкинезников играми, объединенными общим принципом, который я называю "разрыв цели и действий". Прежде чем собственно письменные занятия станут продуктивными.

Это к сожалению это еще одна нужная, но отдельная тема.

Здесь обозначим лишь, что гиперкинезы как правило усиливаются пропорционально целенаправленности действия.

Простейший обход проблемы -- закрашивание большой поверхности большой кистью.
Зачастую при таком занятии гиперкинезы практически пропадают, а вот если пытаться попадать пальцем в кончик носа, то картина другая.

Размашистые движения, при которых контролируется результат не одного движения, а многих, удаются гораздо лучше.

В такой технике гиперкинезник может зачастую успешно заниматься живописью, в то время как контурный рисунок ему может быть совершенно не доступен.

Здесь чуть поругаюсь и скажу, что в первую очередь держать надо нам голову на плечах при организации занятий в приемлемых для ребенка формах, а не пытаться добиваться, чтобы он был "как все". Не будет, как бы этот удивительный тезис не пропагандировали.

Осталось разобрать как держать ручку, но это в следующий раз.

1 комментарий:

meixon комментирует...

Очень Интересно.