21 ноября 2008 г.

ДЦП и освоение счета. Часть III. Счет, движение и ритм.

Мир гармоничен. Гармония построена на числах. Примерно так кажется говорили древние греки. Искать гармонию в природе, музыке, поэзии, архитектуре люди не устали до сих пор.

Гармония легко и естественно связывает факты, эмоции и абстракции, но других связей между ними кажется не найти.
Но они есть -- это движение здорового человека.

Непонятно ... .

Музыкант играет на рояле.
Музыка возникает при помощи странного сооружения (факты), переживаний музыканта (эмоции), и нотной записи (абстракции).

Но музыка играется и в теле музыканта, в каждом движении которого так или иначе участвует каждый из его 2000 мускулов.
На них должна быть сыграна музыкантом гораздо более сложная музыка чем на рояле

А у ДЦП-енка все не так.
Виолончель не настроена, скрипка вступила не вовремя, а ударник и вообще перепутал партии ... .

Связи между фактологией, переживаниями и абстракциями нарушены в движениях.

Налаживать их -- задача терапии.

Попробуйте с ДЦП-енком сыграть в повтор ритмических рисунков.
Правила простые.
Для начала три удара.
Один отбивает ритмическиую форму три-четыре раза а другой повторяет.
Повторил? Предложи свою.

Дальше -- больше. Хорошая игра. Только у ДЦП-ят обычно не получается в нее играть. Даже если они умеют петь, и с руками все достаточно хорошо.

Дети с нормальным движением легко запоминают, повторяют и могут проанализировать ритмическую фигуру, а у ДЦП-ят не получается.

А счетные операции сидят на способности к произвольному ритмическому воспроизведению.

Именно им и можно, во вполне доступных ДЦП-енку формах, позаниматься с помощью вышеупомянутых приспособлений, в первую очередь конечно счет.
Но такие занятия будут иметь смысл при освоении именно ритмически организованых серий операций, а не поштучного их воспроизведения.

В таких занятиях можно соединить приятное с полезным.

И легко решать арифметические задачки, и осваивать достаточно сложные последовательности манипуляций, и прорабатывать фундаментальную проблему ритмической произвольности.
Ведь счеты в некотором смысле музыкальный инструмент ничуть не хуже ударной установки.

Комментариев нет: