25 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть V.IV. Держать или не держать?

В некоторый момент времени надо принять решение к чему стремиться. В зависимости от того, на какой функциональный уровень удается выйти.

1. Писать "как все". Справляясь со школьными объемами.
Как мы говорили на это не очень надо рассчитывать и во всяком случае страховать ребенка от перегрузки занятиями именно письмом.

2. Писать "нормально", но несколько медленнее, чем требует обычная школьная программа.
Компенсируя методически уменьшенные относительно программы объемы письменных заданий.

3. Писать "хорошо", но только небольшие объемы, например открытку.
В обучении письмо используется эпизодически.

4. Уметь писать, чтобы при необходимости иметь возможность написать несколько слов.
В обучении письмо используется иногда.

5. Учиться писать из различных методических соображений с надеждой возможно, со временем научиться.
Занятия письмом проводятся как самоценные. Обучение без письма.

По первому пункту необходимо выходить на внутрикистевые движения, пальцевое удержание ручки и высокие темпы письма.

По второму пункту захват уже может быть облегченный, обеспечивающий тем не менее ограниченные, но внутрикистевые движения.

Захват зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Например кисть может быть собрана в неплотный кулак, а ручка удерживаться между указательным и средним пальцами.
Ручка при этом примерно перпендикулярна предплечью.

По третьему пункту захват может быть и более жесткий. но кистевые движения пусть отчасти но возможны.

Захват может быть например таким.
Попробуйте его исполнить по описанию.

Вложите карандаш серединой между основаниями указательного и среднего пальцев.
Затем, сгибая все пальцы, охватите карандаш указательным пальцем.
Пальцы соберите в неплотный кулак.
Карандаш проходит под первой фалангой большого пальца.
При письме карандаш будет направлен примерно на Вас, окажется в средней, сагиттальной плоскости.

По четвертому и пятому пункту. захваты возможны аналогичные, но использовать для письма внутрикистевые движения не удается, ребенок может писать только "от плеча".

В любом случае захват должен терпеливо и аккуратно осваиваться.
Это отдельная от собственно занятий письмом или рисованием задача.
Помогите ребенку справиться с его организацией.
Зачастую ему ведь приходится держать ручку таким образом, каким ему удается взять ее со стола. (В этом отношении сильно облегчают жизнь ручки с фигурками на верхнем конце. Их легче ухватить).

Существует некоторое количество приспособлений, облегчающих письмо паретичной рукой.

Треугольные ручки к ним не относятся. Они весьма надежно вызывают патологические напряжения в кисти.

Вообще стандартные приспособления не часто дают удовлетворительные результаты по определению: ДЦП-ята не стандартные ребята .
Тем не менее пробовать подбирать что-нибудь надо.

По хорошему надо делать индивидуальные "прихватки", но с гибелью производства поливика это стало совсем сложно.
Сейчас появились в продаже скочкаст и софткаст.
При некотором умении из них можно попытаться сделать что-то.

Простейшее приспособление, зачастую вполне достаточное на начальных этапах -- плотный клубок шерсти такого диаметра, который ребенок может охватить
соединив кончики большого и указательного пальцев.
Такой клубок протыкается ручкой примерно на трети его диаметра.
Основной объем клубка вкладывается в кисть.

Это приспособление позволяет выставить в правильное положение большой указательный и средний пальцы, а вот безымянный и мизинец остаются без присмотра и могут поджиматься.
Это очень нежелательно, потому что практически гарантирует и избыточное напряжение большого пальца.

Проблему с мизинцем и безымянным пальцем зачастую удается решить "выставив их вон из кулака", несколько разогнув.
Чтобы они не "прорвались обратно", им надо "перекрыть дорогу" средним пальцем, для чего ручку надо держать пониже, так, чтобы средний палец лежал на столе.
"Посланные в разведку" безымянный и мизинец довольно быстро (но конечно не за пять минут) осваиваются в новом положении и тогда их можно позвать назад, в компанию к остальным пальцам, они "осмелеют" и уже не будут поджиматься.

Таким образом надо поддержать кисть ребенка в рабочем, пусть и своеобразном положении, которое надо отличать от патологического.

Различить их очень просто: своеобразный захват Вы можете образовать без напряжений, а патологический -- только с напряжениями.
Другой признак патологического захвата -- крайнее положение какого-нибудь сустава.
См. например фото, на котором в патологическом положении указательный палец.

Продолжение следует.


Комментариев нет: