Присмотритесь к пишущим детям.
Их взгляд прикован к кончику ручки.
Почему?
Разберем для начала более удобный для рассмотрения случай.
Неправильно обученный печатать человек сначала находит нужную клавишу глазами, а затем попадает в нее пальцем.
Потому, что он помнит клавиатуру "не руками, а глазами".
Когда такой человек учился печатать никто не сказал ему, что надо запомнить раскладку и научиться по ней перемещаться без помощи глаз, и он решил, по наивности, что как-нибудь она сама запомнится.
Действительно запомнилась.
Только оказалась доступна эта память только через глаза.
Так всю жизнь и печатают люди: сначала глаза, потом рука; сначала глаза, потом рука.
Медленно и трудно.
Детей учат писать аналогичным образом, через попадание глазами.
Ребенок должен бесконечное количество раз прицелиться глазом в некую точку, а затем попасть в нее ручкой.
Затем глаз идет к следующей точке, а рука следует за ним.
В этих точках совпадения глаз "слипается" с кончиком ручки, синхронизируется с ним.
Надежды на то, что дальше все само собой образуется столь же наивны, как и при освоении машинописи.
Через некоторое время опережение пропадает, и ребенок начинает двигать глаз и руку одновременно, параллельно, но глаз остается привязанным к кончику пера.
Часто пожизненно.
Хотя реальное слежение возможно только при медленном письме, так что у этих людей моторный навык давно автоматизировался, но дурная привычка сохраняется. Глаз по прежнему исполняет ведущую роль и писать "вслепую" таким людям оказывается очень трудно.
Наблюдение за множеством людей, которые пишут помногу и десятилетиями, показывает, что само собой ничего здесь не меняется.
Мало того что это неэффективный навык уже потому, что глаз никогда не должен быть закрепощен.
Ведь свободные движения глаз необходимы для обеспечения ориентации в ситуации.
Например надо видеть и что уже написано, и где край листа.
Но из-за того, что зрение занято производством знаков, строчка уезжает, буквы пропускаются, ребенок не может запомнить что надо писать.
Что с этим делать?
Во первых, при более-менее разумном подходе к обучению, такая роль глаза вообще не может сформироваться.
Достаточно изначально выстраивать образы знаков и навыки их воспроизведения отдельно от письма, через техники апликации.
Затем переходить к штриховому рисованию знаков с последующим преобразованием его в собственно письмо.
Во вторых, если уже случилось, то надо переучивать.
Чем быстрее, тем лучше.
Только если это будет происходить одновременно с занятиями по наиболее распространенным методикам, шансы ваши не велики.
Придется грести против течения.
Правда нет худа без добра: зато вы почувствуете насколько эти методики истощающие и патогенные.
Технология переучивания достаточно проста:
В простейшем случае достаточно сделать так, чтобы ребенок не видел кончик ручки.
Только будьте готовы к тому, что он не сможет писать.
Совсем не сможет редко, но будет испытывать очень большие трудности наверняка.
В зависимости от конкретного случая может быть нужно действовать по разному:
Например ставишь ребенка лицом к стене, даешь в руку мокрую тряпку и предлагаешь писать буквы как можно большего размера. Метровые.
Ребенок может совсем растеряться, но если начать опять с "печатных" и вместе с ним проговаривать алгоритм в трудных местах, то зачастую можно быстро прорваться.
В другом случае может быть достаточно взять большой лист бумаги, зажать ручку в кулак
и попробовать писать большие буквы, 5-10 см, не давая подглядывать (для чего достаточно несколько наклонить кулак к себе и сидеть прямо).
Может быть поможет просто кусочек картона с дыркой, одетый на ручку.
В любом случае имеет смысл предварительно потренировать нормальную зрительную опору, которая призвана только уточнять образ действий, в рисовании.
Для этого надо просто делать штриховые рисунки, активно перемещаясь по всей площади листа.
Например: цветными карандашами рисуем поочередно сразу все элементы нужного цвета, например белым рисуем все ножки грибов, затем коричневым -- шляпки подосиновиков, а потом красным -- мухоморов.
Все без предварительных контуров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий