Легко и быстро писать получается только внутрикистевыми движениями.
С ними при ДЦП редко бывает все в порядке.
Откуда брать эти внутрикистевые движения и как их развивать тоже отдельная тема
Пока смотрите что есть в блоге и в альбомах, в первую очередь Основные движения письма.
Но учиться писать надо начинать не с внутрикистевых движений.
Лучше до того проработать письменные движения насквозь через все тело.
Ведь надо налаживать управление руками.
Проблемы бывают разные, но в любом случае нужно уметь сохранять устойчивый корпус и свободные руки.
Очень часто при ДЦП ребенку трудно удерживать форму тела и к решению этой задачи привлекаются и мышцы ног и рук.
Что естественно затрудняет выполнение ими своих задач.
Поэтому в первую очередь надо думать о стабилизации тела, которое должно не только не мешать, но быть опорой для движений рук.
Поэтому самый лучший пишущий инструмент для начала -- обыкновенная тряпка или губка.
А первые письменные задания -- мытье пола, стола и стен.
Нужны как можно большие по объему движения, во всех направлениях.
Замечательными свойствами обладают двуручные инструменты -- веник, пылесос.
Можно конечно не мыть, а пачкать. Это занятие для детей, как известно более привлекательно.
Для ограничения последствий удобнее всего заниматься этим делом в ванной комнате или просто в ванне.
Хорошо зарекомендовала себя пена для бритья, очень желательно подкрашеная.
Пользуется неизменным успехом и глина.
Ну а если дадут и родителей извозить ... .
Не забывайте, что ребенок должен надежно страховаться на скользкой поверхности.
Задачи раскрашивания себя и окружающего мира постепенно уменьшаются по размаху, замыслы усложняются.
Методически интересны в первую очередь выходы на серии разных повторяющихся элементов и их планомерное расположение в пространстве.
Кисть в этих занятиях может не работать совсем, только держать, но пронацию и супинацию крайне желательно задействовать.
Следующий тип действий -- штамповка всеми доступными средствами.
Но не забывайте, что для гиперкинезника это зачастую противопоказанное занятие.
Для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать.
оторвать руку от поверхности, что часто не просто.
Отличный учебный инструмент -- трава.
Пропалывать лучше не пробовать, велика вероятность, что вы будете сильно разочарованы результатами, а вот повыдергивать траву на маленьком кусочке земли, с тем, чтобы потом посадить туда какое-нибудь растение и воткнуть вокруг в рыхлую землю палочки, ребенку вполне можно доверить.
С некоторого этапа, с помощью обретенных талантов, вполне можно создавать сложные художественные произведения.
Например в плоском ящике в мокром песке или в глине выдавить, вырезать картинку, которую затем можно залить гипсом, подложив тонкую пленку, (тогда гипс останется белоснежным), или не подкладывать, (тогда гипс покроется коркой песка), а затем рельеф раскрасить.
Если дадите правильные краски и вовремя остановите процесс, гарантированно будет красиво.
Важный смысл предписьменных упражнений -- наращивание сложности структуры, "многопроходное" рисование и лепка.
Нужен устойчивый замысел и многоэтапная, многошаговая его реализация.
Поэтому хорошо освоение любых технических ухищрений, требующих ряда операций для получения результата.
Основная идея -- рисунок должен образовываться не линиями.
Классика жанра -- выкладывание букв камушками в песке.
Можно конечно и фасолью в пластилине, но не так красиво получается.
Уже на этапе ковыряния в земле, а затем и работы с рельефами важнейшим вопросом становится захват инструмента.
Даже если доступен только захват в кулак, нужно добиваться, чтобы ребенок удерживал инструмент не стереотипно, варьировал его рабочее положение.
Очень помогают в этом двуручные инструменты.
Очень желательно преодолеть непродуктивные установки кисти как с помощью упражнений, так и тутора.
Это:
-- Приведение кисти. (Термин употребляется для руки в положении ладонью вверх. Если ладонь смотрит вниз, то при приведении кисть уходит наружу).
-- Сгибание кисти.
-- Приведение большого пальца. (См. отдельные тексты ниже).
-- Пронация кисти.
Стандартные туторы бывают приемлемого качества для удержания кисти в правильном положении, но практически всегда требуют доводки: жесткий вкладыш в них необходимо подогнать под руку ребенка и отогнуть его концы, иначе они врезаются в тело.
На ладони тутор должен доставать примерно до поперечной складки.
Обратите внимание, что ладонь -- сильно вогнутая поверхность!
Прилегание вкладыша к руке должно быть полным.
Общую форму вкладышу надо придавать исходя из оценки нейтрального, несколько разогнутого положения кисти.
(Возьмите в руку палку диаметром сантиметра в 3 и посмотрите как при этом будет стоять Ваша кисть.
Кисть ребенка должна поддерживаться в примерно аналогичном положении.
В нем пальцы наиболее свободны).
К сожалению от пронации кисти туторы не удержат.
И от приведения большого пальца тоже.
(Про проблемы с большим пальцем см. отдельные тексты:
Что делать с большими пальцами
Проблемы с мышцами больших пальцев у детей)
Таким образом держать надо руку.
В правильном, функциональном положении.
Которое предварительно, до занятий письмом, построить.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий