28 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Краткое изложение темы.

Часть 1

ДЦП -- не паралич, а парез. Это две большие разницы.

Движение далеко не только произвольно и не только рефлекторно.

Распространенный в практике сильный акцент в занятиях на произвольном и/или рефлекторном движении может усугублять проблемы.

Часть 2

Для того, чтобы научиться писать ДЦП-нку нужно научиться тому-же, что и обычному ребенку.

Система способностей и навыков имеющаяся у ДЦП-енка отличается от нормы.

Любая программа обучения делает новые навыки не из воздуха, а из имеющихся.
Обычная программа не может быть эффективной при обучении ДЦП-енка по определению.
Более того, многими своими аспектами она часто оказывается патогенной.

ДЦП-ята все очень разные, поэтому необходима индивидуальная программа занятий.

Индивидуальная не значит абсолютно уникальная.
Ее вполне успешно можно строить на ограниченном наборе оснований используя ограниченый набор приемов.

Справиться с ее построением можно только через попытки понять положение вещей.

Часть 3

Первое, о чем надо задуматься, это с какой целью Вы собираетесь учить ребенка писать.
Цели эти могут быть очень разные.

Важнейшие факторы на которые надо опираться при принятии решения, это
ожидаемая скорость письма и его энергоемкость.
Если они не вписываются в требования программы, то письмо становится не опорой, а сильнейшей помехой в обучении (не письму).

Ограничителями обычно являются операционная скорость и выносливость.

Для успешных занятий по программе, письмо не является абсолютно необходимым инструментом обучения, есть и другие.
Даже если все идет хорошо, держите их наготове.

Занятия письмом нужны не только для освоения письма.
Это прекрасный инструмент для работы с собственно ДЦП-шными проблемами.

Часть 4

Даже обычные люди очень часто обзаводятся нарушениями позы в результате обучения письму по действующим программам. Эти позы обусловлены целым рядом сформировавшихся патологических напряжений.

ДЦп-ята и без занятий письмом имеют обычно не маленькие проблемы с правильностью поз.

Возможностей сопротивляться патогенногму давлению занятий у них гораздо меньше чем у нормы.

Наростание деформаций происходит легко, но этот поезд ходит только в одну сторону.
Деформации опорно-двигательного аппарата это самая серьезная проблема из всех ДЦП-шных.

Популярная ныне интеграция (означает объединение в целое) происходит чисто за счет ДЦП-ят. От них просто требуют то-же что и от нормы.

Это приводит к грубейшим нарушениям гигиенических норм, требующихся для сохранения здоровья ДЦП-ят .

Эти нарушения и их последствия -- основная проблема школьного обучения детей с ДЦП.

Часть 5.1

Самая важная и первой бросающаяся в глаза проблема -- круглая спина.

Ее нельзя решить требованиями.
Надо понять в чем дело и предпринять адекватные меры.

Основными причинами бывают обычно две.
Дефицит сгибателей бедер вызывает опрокидывание таза назад, а проблемы с "перешифровкой" с горизонтальной плоскости заставляют ребенка держать лицо параллельно столу.

Дефицит сгибателей бедер необходимо сначала компенсировать (описываются варианты), а потом бороться за его преодоление.

Проблема с "перешифровкой" тоже не может быть решена мгновенно, обсуждается позже.

В любом случае посадку нужно отрабатыать очень точно, У ДЦП-енка ограниченые возможности компенсировать наши ошибки.

Часть 5.2

Обеспечение правильного положения может само по себе не сработать просто из-за уже накопленных привычек, часто оно оказывается новым и непривычным и нуждается в освоении.

Требования к пюпитру.

Нерабочую при письме руку необходимо вовлекать в дело.
Описываются варианты.

При многих гиперкинетических формах обычные занятия письмом, построенные на высокой целенаправленности действий, бывают просто невозможны, что не исключает переспективности занятий с учетом особенностей организации движения у гиперкинезников.
Возможные подходы к проблеме. Очень коротко.

Еще раз про необходимость внимательного отношения к потребностям каждого конкретного ДЦП-енка.

Часть 5.3

Только за счет внутрикистевых движений получается быстрое и легкое письмо.
С ними у ДЦП-ят обычно не все в порядке.

Необходимо иметь представление о том какие внутрикистевые движения и как должны использоваться при письме и где их брать.

Но важнее проработать письменные движения, а до того их аналоги через все тело.
Предлагаются варианты организации различных глобальных движений по поверхностям.

Постепенно размах движений уменьшается, но наращивается сложность деятельности.

Нарабатывается устойчивость замысла при многоэтапной его реализации.

Параллельно разрабатывается захват. Он может быть различным, главное -- не стереотипным, вариативным.

Одновременно проводится коррекция патологических установок.
Краткий разбор темы.

Часть 5.4

В процессе этой подготовительной работы нужно более точно оценить возможности ребенка и принять решение о конечных целях занятий писмом, от выхода на уровень общей программы, до занятий писмом в основном в коррекционных целях.

В зависимости от конечных целей занятий письмом выстраиваются требования к захвату ручки.
Разбираются возможности.

Постороение рабочего захвата -- отдельная от собственно занятий письмом, зачастую не простая задача.

Вполне пригодных для письма захватов множество. Каждый имеет свои достоинства и недостатки, область применимости.

В ряде случаев для обеспечения рабочего захвата необходимы приспособления.
Очень желательно их индивидуальное изготовление.

Описывается простейшее приспособление, пригодное в многих случаях.
В любом случае надо выстраивать не патологический захват.

Описаны простые способы отличить патологический захват от непатологического.

Часть 5.5

Рука при письме должна держать не ручку, а свою форму.

Чтобы понять о чем речь надо проделать несколько экспериментов, которые
описываются.

Писать можно только если рука не выстроена на схватывание, не важно, это захват в кулак или щепотью.
Эти захваты фиксируя кисть, запрещают движения в кисти и движения кистью.

Рука должна при письме не держать ручку, а направлять ее движения

Фиксирующие захваты легко провоцируют мышечную дистонию и у здоровых людей, быстро вызывают утомление при письме, а зачастую провоцируют и задержки дыхания, что наверное и есть самое неприятное.

Часть 6.1

К занятиям письмом можно подходить по разному: можно предварительно отстраивать все необходимое, а можно и непосредственно в процессе занятий письмом.

Главное заниматься развитием возможностей ребенка, а не достижением каких-либо формальных результатов.

Что же делать если Вы видите, что ребенок сжимает ручку изо всех сил?

Научиться выстраивать ситуации где его кисть не напряжена.

В этих ситуациях наладить сенсорные игры направленные и на поверхностную и на глубокую чувствительность.

Затем, на фоне таких игр, обычно можно получить пассивные движения в кисти, не приводящие к скачкам тонуса.

С них можно перебраться к простейшим формам ощупывания, в первую очередь к оглаживанию.
На первых этапах занятий оглаживанием рука ребенка остается пассивной, но он получает реальный сенсорный опыт.

Препятствием в этих занятиях может быть остаток хватательного рефлекса с которым надо поработать отдельно.

Естественным образом дети гасят хватательный рефлекс активно вылизывая и обсасывая свои руки в младенчестве.
ДЦП-енок как правило не проходит этот важный этап.

Еще одно препятствие на пути овладения руками -- контрактуры пронаторов, рассматриваемые в отдельном тексте.

Часть 6.2


Работать с остатками хватательного рефлекса стоит и из-за его связи с речевыми проблемами.

Описывается вариант занятий.

Обратно к оглаживаниям.

Важно поддерживать полное прилегание кисти к оглаживаемой поверхности и брать на себя боковые усилия. Пальцы ребенка должны только сгибаться и разгибаться в соответствии с рельефом.

Обычно после этого, хотя часто можно и наоборот, надо позаниматься движениями в запястье без движений пальцев.

Разбор типов пассивных упражнений.

Аргументация важности занятий изолированным сгибанием-разгибанием в запястье.

Подходы к занятиям.

Часть 6.3


Предлагаемые занятия направлены на повышение адаптационных возможностей кистей.

Они реализуются через следящий тонус, с которым при ДЦП проблемы.

Лучший способ работы с ним -- совместные движения, в которые нужно плавно перевести пассивные.

Постепенно, очень аккуратно, надо переходить к активному движению, уменьшая поддержку в совместном движении.

Согласование пронации-супинации с приведением-отведением.

Возможные упражнения.

Значение этих движений.

Разбор удобной для занятий манипуляцией "крестьянской" позы.

Разбор частых проблем с положением сидя по турецки.

Описание возможных, промежуточных между оглаживанием и манипуляцией, занятий.

Комментариев нет: