24 ноября 2008 г.

Письмо при ДЦП. Часть VI. Учимся не держать I.

Маленькое отступление.

Можно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы.
Выстроить прогноз и коррекционную программу.
Наладить все что можно, и только после этого аккуратно приступать к занятиям письмом.
Потому что неправильные занятия могут серьезно усугубить ситуацию.

Но можно и наоборот: использовать занятия рисованием и письмом для понимания положения дел.
И постепенно превратить их в коррекционные.
Ведь оставляемый движением след может сильно помочь это движение улучшить.

Но самое главное в любом случае не рваться любой ценой к выполнению учебной программы.
Хорошая или плохая -- она призвана только помочь ребенку учиться и не является самоценной.
Программа для ребенка, а не ребенок для программы.

Так что-же делать, чтобы ребенок не пытался выдавливать из ручки сок?
Общего решения не может быть, но предлагаемое общее описание может оказаться полезным для нахождения конкретного решения.

В первую очередь надо научиться строить такие ситуации, в которых ребенок не затянут тонусом.

В подавляющем большинстве случаев это вполне возможно.
Пусть для этого необходимо выстроить специальную укладку и в ней ребенок должен пролежать Н минут пока Вы рассказываете ему сказку, прежде чем привычные напряжения уйдут.

"Между делом", не привлекая его внимания, Вы сможете взять его руку в свою и убедится, что кисть расслаблена.

От этой позиции можно разворачивать сенсорные занятия.
Проще всего это делать читая стихи или напевая песенку и ритмично при этом пожимаю руку или поглаживая ее.

Аккуратно, не провоцируя никаких ответных напряжений.

Нужно освоить и всякие сдавления и всякие поглаживания.
Это разные виды чувствительности.
Постепенно можно добраться до похлопываний и постукиваний.

У ДЦП-енка несопоставимо меньший чем у нормы сенсорный опыт и восполнением его нужно позаниматься, старательно превращая руку в орган восприятия.

С некоторого момента Вы обнаружите что рука остается пассивной, не оказывает Вам сопротивления, пусть в небольшом объеме движения, может быть по началу только очень плавного.
Такое движение должно быть логично поддержано уже выстроенными Вами сенсорными действиями.

С некоторого момента отсюда можно перебраться на оглаживание.
Самый удобный объект для этого -- предплечье другой руки ребенка.

Попробуйте сами со своими руками. Кисть очень естественно охватывает предплечье.

Кисть ребенка Вы должны охватить своей рукой сверху и сами ее перемещать.

Интерес представляет и продольное и поперечное перемещение.
В первом случае ощущается в первую очередь коничность предплечья, во втором -- неравномерность и по жесткости и по форме.
Второй вариант оглаживания резко сложнее в первую очередь из-за того, что в движение вовлекается запястье.

Все это необходимо делать не формально.
Такие занятия должны быть эмоционально наполнены и ритмичны. Это возможно только если Вы сами найдете в них интерес.
В самих занятиях как таковых, а не в их целях.
Это общее правило любых занятий с детьми, но известностью оно не пользуется, так что приходится повторять.

Но все это может не получаться.
Обычным препятствием является остаток хватательного рефлекса.

Лучшим наверное способом его преодоления является вылизывание собственных рук, которому так самозабвенно предаются младенцы.

Попробуйте это занятие с Вашим ребенком.
Наибольший интерес представляет слизывание с ладони.
Но оно может быть недоступно из-за контрактур пронаторов.

Контрактуры пронаторов -- очередная "отдельная тема".
Нарушу "традицию" и попробую ее разобрать сразу. Вот, жмите сюда.

А здесь сейчас закончим на том, что пронация-супинация крайне важны еще и потому, что именно их "проникновение" в кисть обеспечивает дифференциацию пальцев, создает основу для так нужной мелкой моторики.

Комментариев нет: