29 ноября 2008 г.

Контрактуры пронаторов

Встречаются очень часто.
Обычно являются результатом неудачного освоения ребенком управления движением, и отсутствием своевременных контрмер.

Эти контрмеры очень просты: для начала надо научиться создавать ситуации, в которых нет патологического тонуса.

В подавляющем большинстве случаев фиксирующий тонус который принято называть спастикой, является адаптационным. Вернее сказать признаком позной дезадаптации.
Встречаются конечно и случаи внеситуационно высокого тонуса, который сохраняется даже во сне, но достаточно редко.

Здоровые люди тоже пользуются фиксирующим тонусом, но в норме он подчинен позному, и образуется как реакция на внешнее силовое вторжение в позу, обеспечивая ее сохранение.
У ДЦП-енка позоопределение нарушено и спастика его замещает.

Все переспективы связаны с развитием позотонических реакций, которыми можно заниматься только "мимо" спастики.

Мда, получается очередная "отдельная тема" внутри "отдельной темы".

Так что же все это значит в отношении пронаторных установок?

Значит это то, что ДЦП-енок, не справляясь с организацией баланса между пронацией и супинацией, "загоняет" кисть в крайнее положение, которое легче контролировать и там ее и оставляет.
Если не вмешаться в дело, то там кисть и останется на всю жизнь.

По двум причинам:
– потому, что пронаторы укоротятся;
– потому, что возможность супинации просто за неупотреблением забудется, и потому, что что делать с супинированной кистью ребенок не будет знать.

Поэтому борьба с пронацией стоит на трех китах.

1. Надо постоянно пользоваться супинированной кистью.
2. Надо налаживать регуляцию баланса пронаторов и супинаторов.
3. Надо поддерживать возможность супинации.

Именно в таком порядке значимости потому, что если делать первое, то очень вероятно не потребуется заниматься вторым и третьим.

Дело в том, что супинированное положение кисти функционально настолько важно, что освоивший его ребенок очень активно его поддерживает сам.

Но мы же вроде про контрактуры?

К сожалению постоянно приходится рассказывать, что человек не конструктор ЛЕГО, в котором что куда воткнул, то там и держится.

Разработка контрактур не чисто механическое занятие растяжения тканей.
Не тянутся они, не умеют.
Строма (так называется соединительнотканный каркас тела в котором висят все функциональные ткани) тупая и достаточно жесткая штука, которая умеет только либо выдерживать нагрузку либо рваться.

Разработка контрактур происходит за счет перестройки стромы под "заказ", когда соответствующие инстанции начинают понимать, что ограничение в теле должно быть в другом месте и выдавать соответствующие указания.

Поэтому нормально разработка контрактур должна включать как можно более развернутый запрос отсутствующего объема движения.
Некоторые подробности можно найти в тексте. (Ура! Первый раз не пришлось писать, что это очередная "отдельная тема"!)

Опишем как-же эту конкретную контрактуру разрабатывать.

Для начала надо освоить правильный захват.

Для этого наложим свою руку на запястье ребенка так, чтобы ладонная поверхность Вашей кисти легла поперек тыльной поверхности запястья ребенка, пальцами в сторону лучевой кости и зацепимся пальцами за лучевую кость, а ладонью упремся в локтевую.

Ох, сколько букв! Извините, короче не получилось ... .

Для начала проделайте все это с собственными руками и попробуйте подержать сильно натянутыми свои пронаторы, чтобы обнаружить, что:

– сам захват может быть довольно неприятным;
– ощущения, возникающие при натяжении тоже не большой подарок.

Этот опыт поможет Вам убедится, что ребенок нуждается во всяческой эмоциональной поддержке во время растяжки.

Кроме того, Вы обнаружите, что нужно еще контролировать локоть.

Есть еще другая возможность, "раскатывать" руку на бедре, но она реальна только при небольших ограничениях супинации.

Освоились?

Теперь надо отработать игры, в которых доступные на сегодня движения пронации-супинации, вами, при доступном участии ребенка, производимые, функциональны, хорошо сенсорно обеспечены и их многократные повторы сюжетно оправданы.

После чего обычно не составляет труда найти способ дать ребенку убедиться, что если объем движения будет немножко больше, то, по сюжету! будет лучше.

Например можно зажать в руке палку и за счет супинации стучать по правильно поставленному барабану в ритме любимой песенки.

Вперед, работаем.
Имеет смысл и научиться с точностью до нескольких градусов оценивать имеющееся скручивание и регистрировать прогресс. Он сильно быстрым не бывает.

Параллельно выстраиваем и управление пронацией-супинацией и использование этого движения.

Практичный инструмент – автомобильная баранка. Есть много компьютерных игрушек ей управляемых. Если правильно задавать положения рук и настройки игр, то движение реализуется в очень хороших условиях. Потому, что оно поддержано другими.

И ни в коем случае нельзя супинировать кисть захватом за кисть!
Это типичная ошибка приводящая только к разболтанности лучезапястного сустава, а не к разработке супинации.

Комментариев нет: