Как-то так сложилось в нашей жизнелюбивой позитивистской цивилизации, что смерть стараются задвинуть куда-нибудь на край сознания.
Между тем не надо сильно напрягаться, чтобы заметить, что жизнь существует только благодаря смерти.
Ведь любой процесс, а жизнь всегда процесс, возможен лишь как непрерывное самоотрицание, бег от самого себя, в некотором смысле постоянное самоубийство.
"Нельзя дважды войти в одну реку" догадались кажется древние индусы.
"Сейчас" и "будет" невозможно без "было".
При этом смерть может замечательно обходиться без всякой жизни, так что, как ни странно получается, но она первична.
Правда возникает вопрос: за что же зацепилась жизнь и сдвинула дело с мертвой точки?
Видимо кто-то воспользовался внутренней противоречивостью смерти, имеющей две ипостаси -- Хаос и Порядок.
(Может правда правы анархисты со своим лозунгом: "анархия -- мать порядка", не знаю, плохо разбираюсь в мифологии.
Мне все равно кто там кого породил).
Но важно, что если "стравить" Хаос и Порядок, то получается "ограниченная неопределенность" -- может быть главный признак еще не жизни, но жизнепригодности.
Мир наш -- сплошная "ограниченная неопределенность".
Очень последовательно выстроенная.
Как-то так хитро все устроено, что неопределенность все время рядом.
Классический пример -- взаимодействие трех тел.
(Для тех, кто не помнит -- взаимодействие трех тел под действием простенького закона всемирного тяготения не поддается расчету . Двух -- легко, а трех -- уже никак).
Очень поучительным для меня было посмотреть анимированные карты погоды, рекомендую. Найти их в и-нете легко, например эта.
(Позволяет управлять скоростью и направлением чередования "кадров").
Поразительно сочетание очевидной общей предсказуемости с полной неопределенностью конкретики.
Тяжелая профессия -- метеоролог.
Только благодаря этому свойству мироздания возможна жизнь вообще и человеческая в частности с ее сознанием, волей, мыслями, чувствами и возможностью свободы.
Но ужас перед неопределенностью, а греческий образ слова действительно впечатляет: (хаос от греч. cháos, от cháino — разверзаюсь, изрыгаю (парадоксальный, но очень точный)), толкает людей в объятия другой ипостаси смерти -- Порядка.
Страсть к упорядоченности велика настолько, что люди готовы радостно класть жизнь на ее алтарь. Особенно чужую.
Ведь порядок очень комфортен психологически -- служение ему вроде как полностью избавляет от ответственности, правда заодно
со всеми правами ...
А потом он, естественно совершенно внезапно, показывает другое свое лицо -- хаос, который, как здорово заметили древние греки, не только разверзается, но и изрыгается, да еще прямо на тебя.
При столкновении с хаосом трудно не удержаться от аффектов, а где аффекты, там животное поведение.
И опять нет места человеческому.
К чему бы это я?
Да к обучению вообще и терапии ДЦП в частности.
Главное следствие: точность и правильность -- не единственности, а выбираемое из возможного.
Для этого оно должно быть, а обучение и лечение сводится к двум переплетающимся мероприятиям: предоставлению возможностей и помощи в овладении ориентацией в них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий