23 февраля 2009 г.

Г. Холл. Ваш позвоночник. С комментариями. Стр 5-9

Введение

Однажды я собирался выступать по поводу болей в спине перед аудиторией, состоящей из людей, занимающихся предот­вращением несчастных случаев. На предшествующем выступле­нию обеде рядом со мной за столом сидел специалист по техни­ке безопасности. Хотя он не был врачом, однако хорошо разбирался в травмах спины, полученных на производстве. Он сообщил, что раньше уже слышал мои выступления и ему понравились мои коммен­тарии о заблуждениях, которые свойственны людям в отноше­нии собственных позвоночников. Одно из моих замечаний при­влекло особое внимание моего соседа по столу. «Не собираетесь ли вы заявить нам, что не существует такой вещи, как смещение диска?» — поинтересовался он. Я ответил, что собираюсь. «Но не будет ли у вас неприятностей с коллега­ми после таких высказываний?» — спросил он.
И тут я осознал, что этот эксперт по вопросам техники без­опасности сам впал в заблуждение, полагая, что я в своей про­фессии являюсь кем-то вроде предателя, доносчика, выдающего профессиональные тайны, касающиеся человеческой спины.
Характерное замечание, ставшее вполне актуальным и у нас.
Так много людей солидарно взялись внедрять бред про «смещение диска» в головы несведущих людей, что со стороны это действительно может восприниматься как профессиональный заговор. Это не так. Ни один нормальный медик не пользуется таким словосочетанием.
Хотя «внедрятелей» действительно много развелось.
Зато очень удобно, они сами себя маркируют. В их жаргон входят не только «смещения диска», но и «выскочившие позвонки», «шипы», «вправление» позвонков, грыж дисков и множество других подобных «профессиональных терминов».
Всех их можно разделить на три группы:
1. Профессиональные вруны, которые знают, что этого не бывает. Это люди с медицинским образованием.
2. Их искренне заблуждающиеся почитатели без оного.3. Просто неграмотные люди, которые слышали звон. Других вариантов вроде быть не может.
Понятно, что никакой пользы, кроме вреда, от общения со всеми тремя категориями ожидать не стоит.

Данный случай, описанный во введении к первому изданию этой книги, имел место почти двадцать лет тому назад.
За это время произошло так много всякого в области лечения спины — сделано так много открытий, найдено так много новых техноло­гий — и все же проблема остается. Боли в спине являются главной причиной периодической нетрудоспособности у лиц в возрасте до сорока пяти лет. Они обходятся экономике Северной Америки в пятьдесят с лишним миллиардов долларов в год — в виде пониженной производительности труда, расходов, связан­ных с переводом на другую работу, выплат компенсаций, расхо­дов на лечение.
Боли в спине продолжают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае время от времени, а для некоторых они становятся непреходящей проблемой.
Мне хочется верить, что основное содержание книги, несмот­ря на все новые перспективы и открытия, остается чрезвычайно нужным. Ее ведущая концепция и большинство практических советов сегодня так же необходимы, как в период подготовки рукописи первого издания.
Пресловутое «смещение диска» ак­туально не меньше, чем в те дни, когда я только начинал зани­маться проблемой.
Боль в спине не является заболеванием — это одно из состояний человека.
А вот тут уже начинаются «американизмы» автора. Делаем поправку на их пресловутый позитивизм и едем дальше.
Боль в спине не требует лече­ния — она требует контроля.
Чисто рекламный слоган. Как-то у них так устроено, что само видимо получается. Придумал, поповторял, сам поверил, и дальше, но уже с удвоенным энтузиазмом. А ведь если бы чуть подумал, то наверно заметил бы, что смысла во фразе – никакого. Не пугайтесь такого грустного начала, дальше автор скажет много разумного.
Понимание этого является первым шагом в нужном направлений, и уровень понимания значитель­но вырос. То, что раньше выводилось интуитивно, теперь под­крепляется фактами: теория стала практикой. Однако все еще осталось много непознанного.
Двадцать лет, проведенных мной в Канадском институте спины, научили меня очень многому, и я остаюсь в огромном долгу перед всеми физиотерапевтами и кинезиологами, терпе­ливо делившимися со мной своими знаниями.
Теперь я знаю, насколько трудно обучить человека контролировать боль, вдох­нуть уверенность в того, кто находится в когтях терзающего его приступа. Я понимаю, насколько сложно внушать идею о необ­ходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему.
К тому же я узнал, на­сколько неблагодарна задача убедить кого-нибудь вернуться к активному образу жизни в то время, как боль еще не отступила.
Особенно хочется поблагодарить Тони Меллеса, главного физиотерапевта и исполнительного директора Канадского ин­ститута спины, за многие часы, которые мы провели вместе, обмениваясь идеями и уточняя концепции, представленные в моей первой книге и изложенные ниже.
Именно Тони проде­монстрировал мне, как быстро можно снять механические боли Еще один бессмысленный слоган в спине с помощью корректировки осанки и сразу же начатых упражнений. Предложенные им аналогии с выключателем («нужно научиться включать и выключать боль»)
Вот это уже по делу. Только если постараться сказать содержательно, а не «красиво», то получится примерно так: Важно научиться уменьшать боль, отслеживать ситуации в которых она развивается и вовремя из них выходить.
Легко ведь заметить, что и самый здоровый человек постоянно отлеживал бы себе руку или ногу если бы вовремя, до того как это произойдет, не поворачивался бы во сне.
Способность бессознательно вести себя правильным для тела образом является врожденной способностью, которая локально утрачена и нуждается в восстановлении. Опорой этого восстановления и являются два вышеупомянутых навыка.
и с порезан­ным пальцем («защищай порез, пока он не затянулся, а затем опять начинай шевелить пальцем»)
В моей версии это звучит примерно так:
Обычный приступ болей в спине зачастую, (хоть и не обязательно) вызывает микротравма. Она, как и любая царапина, заживает по своим законам. Воспаление, отек, первичное натяжение … . Через три дня, если не травмировать повторно, уже не болит, через пять-семь, ну десять – заживет. Через две недели – забыли.
стали для меня чем-то вроде молитвы. Кроме того, он помог мне четко отделить необходи­мую «характерную» боль при восстановлении функций твердых тканей от ненужной и нежелательной «типичной» боли, отме­чающейся на начальных стадиях явления.
Я продолжаю утверждать, что вам необходимо всего десять минут в день для того, чтобы позаботиться о своем позвоночни­ке, однако теперь рекомендую распределять это время на не­сколько коротких сеансов в течение дня, чтобы контроль над болью был более или менее постоянным.
Да, но лучше 20-30.
Если бы мне предстояло сделать все сначала и переписать эту книгу заново, я сделал бы в ней одно-единственное серьез­ное изменение. Изменение это настолько важно, что я, несмотря на риск привести в замешательство десятки тысяч читателей предыдущих изданий моей книги, все-таки делаю его.
Вместо прежних трех типов боли в спине теперь я выделяю четыре типа.
Механическая боль в спине начинается с позвоночного дис­ка.
Тут придется сделать несколько важных замечаний, связанных с потерей автором важнейших приоритетов. Начнем с того, что практически любые изменения в дисках могут развиваться совершенно молча, ни разу не сообщив о своем существовании их владельцу.
Сплошь и рядом о них сообщает только случайная рентгеногамма, показывающая практическое отсутствие зазора между позвонками и развитые остеофиты. (костные разрастания по их краям). Кроме того автор «не замечает», что для локальных изменений в позвоночнике нужны причины.
Очевидным образом , чтобы хоть как-то понять происходящее, надо рассматривать координаторные нарушения, т. е. проблемы в центральной нервной системе и состояние мышц и изменения в них.
Автор просто «отвернулся» от всего этого, но мы – не будем, и постараемся потихоньку в них разобраться.
К настоящему времени мы достаточно ясно представляем, как диск теряет способность нормально функционировать и как в связи с этим запускается целая цепочка событий, отражаю­щихся на других частях спины. Диск может быть не единствен­ным источником боли, но почти всегда неприятности начина­ются с него. Именно по этой причине я буду обозначать жало­бы, связанные с дисками, как тип 1. Кстати, это наиболее распространенный тип боли, который мне приходится лечить, так что есть еще одна причина обозначить его номером первым. Поскольку изменения в мелких спинных суставах, как правило, являются результатом потери упругости дисков и поэтому пред­ставляют собой вторичное явление, я буду обозначать пробле­мы, связанные с мелкими суставами, как тип 2. Боли, ощущаю­щиеся преимущественно в ноге, я отношу к болям типа 3, вы­званным сжатием нервных окончаний. Тип 4 — это боль в ноге, быстро возникающая в результате какой-либо деятельности и быстро снимающаяся изменением осанки и покоем.
Классификация безусловно ценная, но, не определив механизмы боли, на ней далеко не уедешь. Более того, неизбежны ошибочные выводы, поэтому попробуем немножко разобраться с болью.
Начнем с того, что боль -- это всегда событие в нерве.
Рецепторов боли нет.

Событие это состоит, при ближайшем рассмотрении, из двух:
из воспаления нерва и из его сдавления.
Очень часто к ним присоединяется отек, который не стоит упускать из виду, потому как зачастую именно он осуществляет сдавление.
Поэтому травма в первый момент, пока не развернулась воспалительная реакция, не болит.
(Имеет смысл помнить, что воспаление не болезнь, а нормальная физеологическая реакция организма).
И сдавление здорового нерва тоже боли не вызывает вплоть до прекращения его функции.

Исходя из этой несложной парадигмы для снятия боли надо позаботится об устранении лишь одного из двух факторов: давления или воспаления.
Естественно лучше сразу трех.

Таким образом "механической" боли, которую так любит автор, просто не бывает.
В тех случаях, когда имеется только механический фактор просто плавно развивается парез с нарастающей атрофией.
Эта книга о том, как получить знания и умения, дающие возможность приостановить боль сегодня и контролировать ее завтра.
Я расширил раздел, посвященный типам поведения, связан­ным с сосредоточенностью на боли.
Очень важная тема.
Всякая боль реальна, но не всякая боль спины начинается в спине.
Тоже верно
. Как бы ни трудно было с этим согласиться, сила боли не является мерой серьезности проблемы.
А вот это уже перебор.Не является, когда проблема – выявлена, но не до того.
Когда боль становится основным в вашей жизни, то уже ничто не остается прежним, и никакое устойчивое облегче­ние состояния невозможно до тех пор, пока не будет выявлен корень зла. Борьба с четырьмя типами боли в спине начинается с признания этого факта. Борьба с поведением, обусловленным болью, — тоже.
Трудно бороться с невидимым врагом.
Если вы обнаружите, что вписываетесь в образ человека, сосредоточенного на собственной боли, это еще не конец истории. Это может стать первым шагом к тому, чтобы вы вновь превратились в хозяина своей жизни.
Люди «уходят в болезнь» гораздо чаще, чем кажется. Это самая надежная психологическая защита.
За двадцать лет многое изменилось. Некоторые исследова­тельские методики, например эпидуральные венограммы, исчез­ли. Томография используется очень редко, а миелография исклю­чена из практики.
Это у них.
Методика ядерного магнитного резонанса (последнее слово в диагностике) заменила компьютерную осевую томографию.
Тоже у них.
Используются новые амбулаторные хирургические методы при ущемлении дисков.
Нехирургические методы лечения приняли более точные, воспроизводимые формы.
Даже ограни­ченный период полного покоя ныне заменен упражнениями и иными активными методами воздействия.
Специальные упражне­ния дают возможность быстро взять боль под контроль, а не­сложная корректировка осанки обеспечивает длительный период ремиссии. На многие вещи у меня сложился более сбалансированный взгляд — возможно, в результате знакомства с более чем тридцатью тысячами пациентов, страдающих от болей в спине и шее.
Эта книга является попыткой перевести полученные мной знания о болях в спине на язык обычного пациента. Она отражает мою веру в ценность упражнений, обеспечивающих прогиб позвоночника как назад, так и вперед; веру в необхо­димость поддержания нужной осанки и обеспечения нейтраль­ного прогиба в пояснице как условия для быстрого снятия острой боли; веру в необходимость создания для каждого па­циента индивидуальной программы, соответствующей его образу жизни.
А это очень нечастое и ценное заявление.
Эта книга является моей первой крупной работой, проведен­ной без руководства и поддержки друга и учителя Хэла Теннан-та. Дух его, тем не менее, живет на этих страницах, и я никог­да не забываю его мягкое напоминание: «Просто говори то, что у тебя на уме».
Нет универсальных рецептов, однако всякий может найти рецепт, который подходит для него.
Вот и я всегда это говорю, но многие смотрят при этом на меня с большим недоверием.
Моя книга открывает перед вами возможность узнать больше о своей спине и, вооружив­шись этими знаниями, решить свои собственные проблемы.

Это не столько пособие для оказания самопомощи, сколько руковод­ство, которое позволяет выявить наиболее распространенные типы болей в спине. Зная причины их возникновения и меха­низм их действия, можно более спокойно встретить их появле­ние и с гораздо большей вероятностью избавиться от них.
Ну а мы с вами, несколько дополнив автора, надеюсь, продвинемся на этом пути еще чуть дальше.
Я хочу пробудить в вас чувство ответственности, уничтожить вашу зависимость от кого-либо или от чего-либо. Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы неспособны бороться с ней.
Вот ведь американская вера в победу разума над Сарсапариллой как велика, а? Всегда удивляюсь ... .


Торонто, май 1994

Комментариев нет: