17 января 2009 г.

Про удержание положения вообще, и вертикального в частности. Несколько общих слов

В ответ на коммент к посту "Вертикализаторы, реклинаторы, супинаторы и прочие туторы. Что общего? III": ( оля от 15.1.9 12:10)

Приведу его полностью:

Леонид Михайлович, а можно поподробнее про сидения и коляски в частности? Что нужно сделать, чтобы они были удобные? А то я, если честно, не только стоять долго не могу, но и сидеть тоже ;)
То есть я так поняла, что спинка долна быть не вертикальная, а сидение при этом не горизонтальное. А между ними какой градус - больше 90?
А еще меня волнует вопрос, какие удерживающие устройства там должны быть? Нижние ремни вокруг ног у Надюхи в коляске мне нравятся, в общем, только Надька хоть и перестала съезжать вниз, теперь скашивается вбок, голову тоже постоянно набок поворачивает и ноги тоже свешивает набок с подножки. Правда, ноги, я так подозреваю - это следствие от того, что туловище перекошено. Совсем уж привязывать ребенка во всех метсах к коляске как-то не хочется, но с другой стороны так она позу тоже как правило никак сама не меняет, только поза при этом еще и вся кривая...
15.1.9

Мда, сразу на все не отвечу, придется частями...

Леонид Михайлович, а можно поподробнее про сидения и коляски в частности?


Давайте попробуем разобраться последовательно.
Для начала придется сказать несколько общих слов про удержание положения вообще, и вертикального в частности.
Ну а сидение будет частностью второго уровня.

Общий вывод из этого рассмотрения – в конце поста.

В идеале при сидении позвоночник вертикален и все тело сбалансированно на нем «висит», так что не требуется никаких усилий по поддержанию положения.
Но это – в идеале.
В «идеальном реале» тело, непрерывно колеблясь, постоянно отклоняется от идеального балансного положения, постоянно переходя через него, или мимо него в другое небалансное положение.
Эти колебания, понятно, должны отслеживаться и направляться, что подразумевает огромную постоянную работу нервной системы.
Зато нагрузка на мышечную систему минимальна.
Нервная система тоже хорошо умеет уставать, поэтому в «реалистичном идеале» она норовит облегчить себе жизнь, перекидывая часть нагрузки на мышечную систему.
Для этого она просто выключает из балансирования большие или меньшие части мышечной системы, упрощая свои задачи.

Но эти части мышечной системы оказываются в режиме постоянного напряжения.
Или расслабления.
Возможно в течении длительного времени.
Мышцы тоже не железные.
По мере накопления утомления их сила падает.
В ответ нервная система еще повышает их тонус.
Если затем, через разумное время, нагрузка с мышц снимается, то они восстанавливаются и снова готовы работать и, если надо, облегчать жизнь нервной системе.
Если нагрузка удерживается больше разумного времени, то возможны только два варианта: по Ходже Насреддину – либо шах, либо ишак, но кто-нибудь сдохнет.
Если «дохнет ишак», т. е. мышца переутомляется, то она просто перестает развивать требуемое усилие и растягивается.
При этом нарушается положение, и "шаху" приходится думать что делать, скажем сменить позу.
Если это оказывается невозможным, то нагрузка ложится на ткани, которые просто растягивается. не мгновенно, но достаточно быстро.

Но, пока мышца в состоянии держать, по мере ее утомления, требуется все более интенсивная активность нервной системы для увеличения тонуса.
При этом нервная система постепенно истощается и «падает» на более примитивные уровни регуляции тонуса.
Проявляется это в падении доступных темпов сокращения, развивается ригидность, затем тонус превращается в фиксирующий, цепляясь за самую главную задачу – обеспечения формы тела.
Дальше может наступить перевозбуждение, проявляющееся в попытке сокращения «не смотря ни на что», в спазме.
Но еще до выхода на "высокие" ступени декомпенсации развивается сначала тугоподвижность, а затем и укорочения, контрактуры.

Все это нормальные реакции.
Почувствовать их можно, если, ухватившись сбоку за штанину рукой, пытаться изо всех сил поднять прямую руку вбок минутку другую.
Если затем штанину отпустить и бросить руку «на произвол судьбы», то рука самостоятельно «всплывает».

А если попробовать поочередно помахать руками как крылышками с максимально возможной скоростью, то оказывается, что уставшая рука значительно медленнее.
Это падение темпов очень хорошо видно у уставших боксеров.

Таким образом оказывается, что устают не только те инстанции, которые вызывают напряжение, но и те, которые его снимают и мышца может «зависнуть между небом и землей» в высоком тонусе.
В худшем случае -- в спазме, в попытке неограниченного сокращения
В случае полегче – в фиксирующем тонусе, который привязан к определенному положению в суставе и не допускает перехода через некую границу.
Еще более легкая версия состояния вязкий тонус, ригидность– падение возможных скоростей как сокращения так и расслабления.
(Можно заметить, что сочетание вязкости и фиксирующего тонуса в различных вариантах обеспечивает то, что называют «спастикой», но нам сейчас не сюда).

Другой полезный иллюстративный опыт – подержать горизонтально вытянутую в сторону прямую руку.
Вы достаточно быстро пройдете «маршрут» от естественной легкости, через необходимость все более напряженно удерживать быстро тяжелеющую руку, до неспособности поддерживать положение.

Мы пока рассматривали свободное сидение, но часто есть еще и боковые опоры для тела.
Понятно, что они резко упрощают задачу поддержания положения, но при этом стратегия «опорного» сидения оказывается противоположной используемой при свободном сидении.
В самом деле в боковую опору человек упирается а это требует фиксированного напряжения в мышцах, такой боковой упор обеспечивающих.
Но это те напряжения, которые без наличия опоры вызвали бы отклонение тела от балансного положения.
Кроме того и общая картина функциональных напряжений при наличии боковой опоры может радикально отличаться от таковой при свободном сидении.
Например если мы не опираясь на спинку стула отклоняем тело назад, то растет нагрузка на сгибатели бедра, но исчезает нагрузка на разгибатели поясницы.
А если мы приваливаемся к спинке стула, то сгибатели бедер выключаются, зато поясница должна держать.
Короче – боковая опора запускает координации аналогичные используемым в положении лежа, качественно отличные от вертикализационных.

С этим багажом общих представлений мы можем попытаться разобраться немножко подробнее с сидением.

Во первых ясно, что стремление ортопедов обеспечить прямое вертикальное положение тела совершенно понятно.
Это единственное неутомительное для мышечной системы вертикальное положение.
Вся активность человека должна быть связана именно с осевым положением тела..
Все отклонения от него должны быть по возможности кратковременны.

Но можно заметить, что реальные люди ну очень редко близки к идеалу и обычно вообще не умеют организовывать это самое осевое балансное положение.

Кроме того их мышечная система далеко не в идеальном состоянии, да и нервная тоже.

В отличие от арифметики минусы в кинезиологии обычно не складываются, а делятся на ноль – делают тезис бессмысленным.

В данном случае это означает, что вместо трижды заведомо безрезультатной попытки «держать спину прямо» надо искать другую, доступную модель поведения.

Собственно она очевидна:
Надо использовать набор положений сидя, в которых все мышечные группы имеют возможность отдохнуть и почаще их перебирать.
При этом реализуя как можно больший набор вариантов формы тела и различных координаций, обеспечивающих одну и ту же форму тела.

А там глядишь можно будет и за ось побороться.

Комментариев нет: