В инете легко найти книгу Уильяма Г. Бейтса «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса». Например здесь.
Книжка замечательная во многих отношениях, но как мне кажется в предложениях автора имеется некоторый методический пробел, который и предлагается заполнить.
Дело в том, что Бейтс предлагает оперировать сразу представлениями, пропуская этап мыслей.
Вместо углубления в эту непростую тему опишу методическое предложение и поясняющее вопрос и, на мой взгляд, хорошо дополняющее Бейтсовскую конструкцию.
Да и самостоятельную ценность имеющее.
В свое время мне пришлось придумывать как справиться с грубыми глазодвигательными гиперкинезами у некоего пациента.
Получилась простенькая, но очень любопытная методическая конструкция, которая успешно сработала.
Других практических применений она не имела, хотя после ознакомления с ней надеюсь будет понятно, что заменить ее нечем и во многих других случаях различных проблем с глазами и не только.
Итак описание методики.
1. Закроем глаза и представим себе треугольник. Не конкретный, а треугольник «вообще», абстрактный.
2. Ответим себе на следующие вопросы:
1. Где этот треугольник?
2. Есть ли у него размер?
3. Цвет?
Естественно абстрактный треугольник ничего этого не имеет, хотя имеет и стороны и вершины!
3. Теперь попробуем плавно поворачивать наш треугольник в пространстве и прослеживать как меняется его вид.
Наш треугольник при этом может оказывается принимать любые формы.
Но кроме того, он теперь уже в трехмерном пространстве и может быть большим или меньшим.
Поиграем с его формой и размерами, плавно их меняя.
4. Теперь «наденем» на любое место нашего треугольника шарик и, зафиксировав в нашем представлении произвольный треугольник, попробуем мысленно перемещать шарик по его сторонам. Получилось? Отлично!
5. Теперь первая рабочая фаза упражнения.
Следим глазами за перемещениями нашего шарика.
Это может оказаться непросто.
Легче начать с перемещений шарика только в мыслеобразе.
Т. е. шарик должен перемещаться от вершины к вершине, останавливаясь в них, а глаза должны фокусироваться на шарике только во время его остановок.
Делаем все плавно, спокойно, ритмично. Важно нащупать удобный, комфортный рисунок движения.
Постепенно удастся добраться и до прослеживания глазами движений шарика.
Это, как ни странно, очень хорошо ощущается.
6. Теперь можно «назначать» нашему треугольнику различные положения, формы и размеры и отрабатывать прослеживание во все более трудных условиях, вплоть до прослеживания за шариком, движущимся по стороне меняющего «на ходу» свою форму и размеры треугольника.
После отработки задачи переходим к следующей фазе.
7. Представляем себе теперь прямоугольник и снова отрабатываем согласование.
8. Теперь осталось сделать объект трехмерным.
Для этого достаточно наш прямоугольник сделать произвольным четырехугольником, который имеет право еще и произвольно «ломаться», естественно только в углах, и снова потренироваться в представлении и прослеживании.
9. И вот наступил самый ответственный момент, мы перебираемся в реальное пространство.
Для этого удобно садимся, очень желательно с опорой для головы, напротив например стены с развешенными на ней фотографиями в рамочках.
Если таковой нет, то и не надо.
Реально нужен не большой, но и не маленький прямоугольный объект. Поначалу один.
Смотрим на этот объект, затем закрываем глаза, сохраняя положение головы, и представляем на месте этого реального объекта нашу мыслеформу.
Гоняем по ней немного шарик и, остановив его в одной из мыслимых вершин, открываем глаза.
На этом месте возможно множество интересных феноменов, но нам важны не они, а работа по согласованию видимого и мыслимого, представляемого и вспоминаемого.
Эту работу надо выполнять вплоть до формирования нового навыка смотрения и замещения им старого.
Дополнив ее упражнениями на согласование зрения с перемещениями головы.
Вот собственно и вся программа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий