7 января 2009 г.

Похожая на динамическую. Чуть подробнее.

Первичная идея этой методической конструкции была связана с главным принципом растяжки: тянуть нужно то, что в данной позиции не функционально, а "мешает".

(Наклоны к полу, даже к одной ноге, в смысле растяжки, опять неправильны, так как мышцы задней поверхности бедер определяют положение и не могут терять тонус, держат.

А вот если положить пятку одной ноги на стол и попробовать, схватившись за эту ногу руками, пытаться доставать лбом колено, так сразу понятно, что бедро сзади тянется).

Перемещениям тела в пространстве в партере все ограничения тазобедренных суставов и слабость обслуживающих их мышц мешают.

Опора на руки позволяет компенсировать эти проблемы, но рукам тяжеловато и они "требуют"от ног их посильного участия.
Ну и голова может построить такие переходы в которых без максимального использования имеющихся возможностей ног не справиться.

Первые попытки таких занятий с ДЦП-шником показали, что возникает естественно куча моторных ошибок, которые он не замечает и не может откорректировать.
Т. е. может быть и может, но исправление каждой ошибки через переучивание -- занятие бесконечное.

Нужен был личный ориентир правильности и он был найден -- это попадание.

(Понятно, что попадание для ДЦП-шника дело малознакомое, поэтому был подобран комплекс небольших, совершенно доступных, перемещений на ковре с традиционным рисунком,
с плавным перетаскиванием рук и ног от одного ориентира на ковре к другому.

Волоком, да по шерсти, которая сильно тормозит и дает сильное ощущение перемещения, да с графическими ориентирами,
оказалось вполне реально получить ритмизированные перемещения.
(Естественно попасть нужно было в определенный момент времени, интонационно обусловленный и прогнозируемый).

Например, можно кисть утюжком протащить от цветочка А к цветочку Б и обратно под псевдо-вальсовые раз, два, три (с тихой паузой на непроговариваемые четыре для подготовки к следующему движению)?
Можно ... .
А теперь стопу, помогая ей двумя руками, пароходиком, на ребре, от М к Н?
Можно ... .

Подобные игры позволили быстро приобрести увереность в доступности такого протанцовывания и с перемещением тела в пространстве.

Но лучшим критерием правильности выполненного движения оказалось попадание в симметричное, фронтальное положение.
(Попадание в определенное место с разворотом оказалось перегрузом и стало доступно только через некоторое время).

Естественно с первого раза мало чего получалось, потребовалось помочь выстроить рациональную версию переходов и ее ритмизировать.

Но дело пошло.

Через некоторе время сложилось так, что я, в некотором заведении, позанимался с некоторой группой ДЦП-шников по этой программе пару недель.

На занятия хотели попасть имевшиеся там педагоги, но все никак не получалось, и только под конец курса они пришли.

Человек пять. Молодых и здоровых.

Ну и стали делать тоже, что и мои вовсе не простые подопечные.

Каково же было всеобщее удивление, когда оказалось, что молодые и здоровые справлялись с упражнениями хуже ДЦП-шников!
Вот уж была на их улице радость!

Ну посмеялись и разошлись, а я задумался, присмотрелся к метод. конструкции повнимательнее и понял, что она здоровым нужна не меньше ДЦП-шников.

Потому, что позволяет восстанавливать забытые с детских лет сложные координации, объемы движения, силу, элластичность мышц и баланс при выполнении простых и общедоступных упражнений.

И замены ей не видать.
Вот такое ноу хау.

Конечно она не универсальна, мы без претензий, знаем, что не наколешь дров играя на фортепьянах, но в комплекте с упражнениями из трех ранее описанных "йог" позволяет выстраивать занятия под очень многие задачи.

Преречислим наши "йоги" еще раз:

-- Статика в легких, но строго определенных позах.
-- Статика с большими напряжениями и натяжениями.
-- Повторяющиеся простые движения на фоне напряженной статики.
-- Сложные по координации и балансу, но легко регулируемые по усилию движения.

Комментариев нет: