5 января 2009 г.

"Принцип Пилатеса" и кое-что про автоматизацию.

Прежде чем добраться "до похожей на динамическую йогу" надо упомянуть в двух словах очень важную методическую находку Пилатеса, который как я понимаю сам ее не сформулировал.

Попробую за него.

Имеет смысл, создав базовую схему статических напряжений, наложить на нее простые циклические движения.

Это второй этап автоматизации действий (первый -- выполнение запланированной серии, а не единичного действия).

Он представляется незаменимым именно в отношении автоматизации статических, фиксирующих, напряжений.

(Именно они держат осанку.
Замечательный пример -- очередной супер-гипер-пупер-мен Фелпс, у которого со статикой образцово показательно плохо.
Случайно увидел кусочек его прессконференции.
Он, сидя на стуле, превращается в прямо-таки расползающуюся груду мышц, бедный.
Кажется, что вот-вот просто стечет под стол).

Как иначе автоматизировать статические напряжения даже непонятно.

Действительно, без повторов невозможна автоматизация, но статика-то длится! Нечего повторять!

(Ну, честно говоря, автоматизация и без повторов возможна, только я эту технику очень не люблю, это автоматизация через утомление.

Собственно в самом приеме ничего плохого нет.
Для решения некоторых задач он даже незаменим.
Варварское злоупотребление им в школе, которая похоже вообще не знает других методов автоматизации, заставляет меня его избегать. Всех и так, и без моей помощи, им замучивают).

Сами по себе повторы автоматизацию не формируют.
Нужно управление циклом повторов, ритмизация, которая всегда присутствует в любых программах моторного обучения и которого напрочь нет в школе.

Это управление циклом означает качественных скачок по сравнению с образованием разового действия.

Возможность выполнения только разового действия (или неопределенного, или стереотипно определенного их количества, все равно) означает полное поглощение воли этим действием.

Возможность управления циклом, пусть состоящим из двух действий, говорит о появлении некоторого свободного ресурса регуляции.

Следующим шагом является наложение на осваиваемое действие какого-либо другого, достаточно простого и давно автоматизированного.

Дальше нужно добраться до наложения на осваиваемое действие синхронизации с внешними обстоятельствами.

Таким образом осуществляется качественный скачок осваиваемое действие начинает существовать не самоценно, а использоваться в системе действий.

Дальше остается приспособить его для получения некоего результата, полностью выведя из фокуса внимания, что и будет означать автоматизацию.

Без всякой теории так учат любому ремеслу.

(Я в свое время начал до чего-то догадываться про автоматизацию, когда товарищ учил меня получать звук на флейте.
Может быть мой опыт и Вам поможет разобраться в том, как устроена автоматизация.

Вначале я упрямо пробовал по всякому дуть.
Без всякого результата, кроме шипения.

Может быть это мое громкое и бессмысленное шипение, товарища просто замучило, не знаю, но в некоторый момент он стал мне подсказывать как поставить инструмент, как еще попробовать держать губы, как дышать, на что обращать внимание ... .

И о чудо! В некоторый момент стал возникать не звук, конечно, но его призраки на фоне все того же шипа.

Как только эти призраки стали мелькать более менее регулярно, мне было велено ходить.

Все разрушилось, опять отвратительное шипение и более ничего.

Но, еще немного упрямства, и опять появились призраки! О счастье!

Но оно было недолгим, от меня потребовали стоять на одной ноге (а с балансом у меня не ах).
Последовал полный обвал, на этот раз гораздо более глубокий.
Я даже пытался протестовать, но товарищ был непреклонен.

И действительно в некоторый момент, когда мне уже все надоело, но отказываться было как-то неудобно, появились какие-то звучки.

Тут мне разрешили стоять на двух ногах и оказалось, что я уже кое-чего умею!

Естественно товарищ тут же взял второй инструмент и мы перешли к следующей стадии автоматизации навыка, см. выше.

Комментариев нет: