... Ребенок плачет.
Не пугайтесь, это нормально. Он, конечно, будет плакать. ...Это на сайте про Войта-терапию. Центральный постулат программы. Потому что дети орут благим матом. Зачастую все время занятий, день за днем. Потому, что у них вызываются насильственные движения. Орут пока им не становится все равно.
Думаю что психологи выявили бы много интересного в любом возрасте у прошедших через это детей.
А психиаторы очень многим, проводящим такие занятия, людям поставили бы хорошо известный диагноз -- "медицинский садизм".
Мы с таким подходом к детям уже сталкивались. У Спока. "Если ребенок плачет, выйдите из комнаты, закройте дверь и не входите пока не перестанет".
И даже результаты такого подхода видели.
Откуда такое берется?
Возрастные нормативы, которые все очень хотят, по Доману устроены в виде примерно квадратичной шкалы. Возраст нормы, а от него в два раза меньший -- быстрое развитие, и в два раза больший -- медленное.
Шкала:
I этап 0,5м -- 1м -- 2м ....
II этап 1м -- 2,5м -- 5м ....
III этап 3,5м -- 7м -- 14м ползание на четвереньках
IV этап 6м -- 12м -- 24м ходьба
.....
Такое абстрактное изящество, легко догадаться, никогда не бывает правдой, зато красиво смотрится на диаграммах.
Изобретателей шкал десятки. У каждого своя цифирь. Некоторые, вроде Домана, кричат о своей гениальности, некоторые нет, но как правило это очень социально успешные товарищи.
Сейчас настало время расцвета компиляторов, которые, в отличие от авторов шкал, заметили уже, что разных шкал -- множество, и лепят новые красивости из сочетания нескольких шкал.
По моему не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что ни одна из них не имеет никакого отношения к конкретному ребенку, про которого надо ведь решить: если он в год не ходит это грубая задержка, причину которой надо срочно искать (для ребенка с ранним развитием), или подождем еще годик? (хотя не помню случая, чтобы у ребенка, начинающего ходить в два года, не было для этого серьезных причин).
При этом Доман по сравнению с Войтой просто молодец со своей шкалой. У него хотя бы нет точных дат экзаменов, которые должен сдавать младенец.
Вот примерчик войтовских подходов: экзамен в 6 недель и в 6 месяцев.
- 0-6 нед.- голова ребенка свешена вниз, позвоночник круглый;
- 6нед.- 6 мес.- ребенок пытается удерживать голову и выпрямлять позвоночник;
- с 6 мес.- голова и позвоночник на одной линии, ноги согнуты под 90;
И если лично для меня и Войта, и Доман очень малосимпатичны, это не значит, что я не уважаю их открытия.
И их ошибки не умаляют их достижений, как и каждого человека лично решившего стоявшую перед ним задачу.
Проблема в том, что если к их достижениям попытаться подходить спокойно и трезво, то окажется, что нужно приложить большие усилия чтобы отделить зерна от плевел.
И в том, что оба они втягивают людей в абсолютно невозможные с нормальной медицинской точки зрения процессы: Доман в маниакальное упорство, а Войта в бессердечную манипулятивность.
Совершенно любая абстрактная программа, реализуемая в отношении живого человека -- заведомая жестокость.
Просто потому, что она правильна, с точки зрения реализаторов, вне зависимости от конкретности жизни, и реализатор несет ответственность только в рамках критериев программы, а лично Ни-При-Чем.
Простые критерии -- личное человеческое участие и ответственность за происходящее в данный момент, в том числе моральная-этическая, аккуратно и давно вымываются из медицины вообще и из занятий с детьми в частности.
Доман пишет (глава шестая в книжке "Что делать ..."), что, через двадцать лет работы, он решил посмотреть, а что стало с теми детьми, с которыми они не занимались и обнаружил, что они развивались лучше, чем подвергавшиеся интенсивному лечению.
Так что проблема не в конкретных упражнениях, которые так истово ищут замороченные мамы, а в вопросе что такое лечение и как отличить его от вреда в данный момент конкретного занятия с конкретным ребенком, а не спохватившись через 20 лет.
Абсолютно любые упражнения могут быть более или менее полезны. Или вредны.
Второе скорее, если нет текущего понимания в занятиях, которое не возможно без личной вовлеченности и ответственности, которой одни боятся, а другие готовы освободить от нее просто убирая необходимость решать с проводящего занятия человека что, как, когда и сколько делать.
Попытки замены осмысленности абстрактной правильностью накатываются на медицину волна за волной.
Тот же Доман описывая "измерителей" пятидесятых годов (135 стр.) (очень популярное тогда течение, прокатившееся и по нашей стране, тогда для авторитетности хватало набора блестящих хромированных железок, теперь это компьютеры и ящики со множеством кнопочек и лампочек, технический прогресс) говорит о полной бессмысленности их деятельности, и необходимости опоры на осмысленность, но тут же подменяет ее своими таблицами.
Просто от непонимания, того, что само состояние текущего понимания и есть объективность и ее нет вне его, нет ни в каких таблицах вообще.
Нет другого способа помочь ребенку кроме как устранять помехи его развитию, а усиленные занятия по самой правильной (как Вы уверены в данный момент) методике и являются самой эффективной помехой которую можно себе представить.
И предотвратить попадание в очередную ловушку могут только личные усилия по поиску в собственной душе простых человеческих морально-этических основ. Только они могут помочь удержаться от причинения вреда ребенку под видом черезвычайной для него полезности.
13 комментариев:
А моему ребенку занятия Войтой и метод Домана помог. А именно до года мы взяли 15 занятий Войтой и врач занималась руками, после этого у него появился правильный захват и он стал нормально манипулировать игрушками. И так каждый раз (в год 2 курса) после занятий он приобретал новые двигательные навыки, только я заметила что сдвиги основные у него появлялись в основном весной и летом. Прочитав книгу Домана, я всегда держала своего ребенка на полу хотя он совсем не мог ползать и жалко было на него смотреть, как от него откатывались игрушки и он не мог их достать, но вот в один прекрасный день, он вдруг дернул ногой и все нам показалось, что он пытался сделать движение как при ползании, мы буквально в течение недели периодически двигали его ноги как они должны когда человек ползет по пластунски и ребенок понял сам как это делать вообщем через две недели он ползал сам, сначала конечно очень медленно. но ползал. Я позволяла ему ползать везде, куда он рвался и в грязном коридоре и в кухне и естественно в комнатах, это было март-апрель, а в августе он научился сам ползать на четвереньках сначала тоже очень плохо, все время расшибал подбородок, так как руки не достаточно окрепли, но ползал и научился не хуже чем обыкновенный ребенок. Причем в тот период мы никакой реабилитации не делали кроме Войта, о котором писала выше.
Мой ребенок тяжелый его диагнозы: спастическая диплегия, гидроцефалия (желудочки мозга просто огромные) и эпиактивность, это я чтобы никто не подумал, что у нас легкий дефект и все бы само собой получилось.
Единственное что скажу Войта ему очень нравилась, он очень любит когда с ним физические упражнения делают, может пара упражнений была против которых он протестовал, но и то не особенно, вообще любит любую разновидность физкультуры, может по 20 раз приседать, по 30 раз наклоняться, вообщем я им горжусь, он у меня очень целеустремленный.
Леонид Михайлович! А если не Доман и Божена, то кто правильно работает с ДЦП? Романов в Петербурге? В какой центр обратиться за реальной помощью?
Эх, знал бы прикуп - жил бы в Сочи!
Если серьезно - ищите не заведение, а толкового человека, готового перманентно поддерживать ребенка и обучать вас.
Толковость, постоянство и вовлечение домашних в продуктивные занятия - триединая основа успеха.
Толковый постепенно станет знающим и умелым, без постоянства большинство ДЦПшных проблем неразрешимы, без участия домашних невозможно обеспечить эффективный режим занятий.
Значит, все перечисленные мной ранее не входят в разряд толковых... Жаль, а мы надеялись... Надеялись также получить реальную помощь в центре, куда направляют ребёнка в сентябре: http://uralpress.ru/reviews/vdohnovenie-dlya-zdorovya-malyshey-s-ranney-patologiey
Мы готовы много работать, а вот кто научит нас в нашей глубинке? Ведь если бы не наши собственные подозрения, не наша собственная инициатива, то и о ДЦП бы сейчас, наверное, речи не было: растёт малыш хорошо, ничего страшного, что не переворачивается, не сидит и не стоит в 7 месяцев... Пора ставить прививки! Складывается впечатление, что участковых врачей интересуют только параметры роста ребёнка и график прививок... Даже рахит 2 степени пропустили... Так что пока найдёшь одного толкового, кучу бестолковых и равнодушных переберёшь...
Глянул на их сайт. Похоже что там симпатичные люди. Но надо ясно понимать, что любые, даже самые замечательные, клиники в принципе не могут решать ДЦПшные проблемы. Тем более у таких маленьких детей, которые не могут воспринимать никакие интенсивы.
Есть старая простая идея помогающая это понять: посчитайте всё время содержательных занятий с ребенком в клинике, а таковым можно считать только когда он активен и позитивен, и время без занятий
В то же время, что характерно, время, которое клиника, вероятнее всего, потратит на вас, на ваше обучение, будет ничтожным. (В 18-ой обычно получаса не набирается).
С вашей профессией несложно сделать выводы.
Что делать?
Поищите в Челябинске живых людей, вы же всего в часе езды от него примерно, как я понял. Возможно есть какая-нибудь группа, курирующая таких детей и их родителей на постоянной основе. Группа, потому что очень редко ДЦПенка может вести один специалист.
Это был бы выход.
Спасибо, Леонид Михайлович! Непременно займусь поиском. Собственно говоря всё время ищу... НО до сих пор искала именно клиники и центры, хотя умом и сердцем понимала, что нужно много заниматься самим. Но не знаем чем и как... Врачи рекомендуют ежемесячный ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ массаж. Две недели делаем, три недели отдыхаем. Мне кажется, не должно быть полного перерыва? Ваши слова о постоянстве ещё более утверждают меня в этом.
Пока не нашли таких людей, что нам обязательно нужно подключить? У нас два массажиста: один лучше делает массаж, другой больше внимания уделяет ЛФК. Думаем чередовать их курсы для наибольшей эффективности. Хочу найти какое-нибудь полезное видео по ЛФК в домашних условиях. Массаж нашла: http://www.youtube.com/watch?v=uEow8ISqV3g
ЛФК пока нет... Можем мы этим заниматься сами? С какой интенсивностью?
Леонид Михайлович! Спасибо, что не отмолчались на моё сообщение! Мне, действительно, сейчас очень нужен совет толкового человека!
Массаж показан в терпимой версии. Основные ошибки - много потряхиваний, на которые ребенок со спастичностью не может реагировать ничем кроме роста скованности.
Обжимания - отличная вещь, но требуют гораздо более низких темпов.
Никаких "точечек" не существует, китайцы всем головы заморочили.
Но "как ты лодку назовешь, так она и поплывет".
Думать надо про структуры, давление на которые вызывает определенные реакции.
При таком подходе можно сообразить, что обдавливание круглых мышц лопатки может освободить вытягивание руки вверх.
Для этого удобно охватить надплечье, заведя большой палец под мышку и обжать лопатку и тогда потихоньку пытаться вывести руку.
Ну и надо сказать, что массаж, представляется важнейшим инструментом только врачам старой советской (и тогда бывшей далеко не передовой) школы.
Весь мир уже давно держит его за вспомогательный. Это во первых.
Во вторых, время массажа мелких измеряется минутами, а не десятками минут. При нашем "профессиональном" часовом массаже ребенок попадает в высокий стресс и очень сильно перегружается. Поэтому массаж - родительская задача, профессионально получается, конечно, гораздо лучше, но он реализуем в редких случаях.
Ну и надо понимать, что массаж переводится с ихнего как сообщение.
Если вам нечего сообщить то лучше ведь лучше помолчать, правда?
Сообщение подразумевает отклик его получившего. Если про это забывать (а наша школа никогда про это и не думала), то ребенка натирают как кастрюлю, грубо вторгаясь на его личную территорию. Ничего кроме, психотравмы, нарушений самовосприятия и отношений со взрослыми, из этого не выходит.
С ЛФК примерно такая же история - агрессивно-манипулятивные действия являются обычными. Высокие перегрузки и длительно сохраняющиеся у детей страхи как результат - почти повсеместны.
При том, что ЛФК - основной инструмент коррекции.
Только его надо использовать для помощи ребенку в овладении позой и движением, а не принужденя его к желаемым вами движениям.
А с маленькими это возможно опять же лишь в дробленой форме, когда за день делается много кратковременных вмешательств.
Поэтому - учитесь.
Большое спасибо, Леонид Михайлович, за рекомендации! Я правильно поняла, что массаж нужно делать ежедневно, а не курсами, как мы это делаем сейчас? И ЛФК так же?
Ещё один вопрос требует консультации специалиста. Ребёнок только что выписан из неврологического отделения областной больницы. Невролог назначила пить для снижения тонуса мидокалм. Как-то нам это не очень нравится: пьём третью неделю, тонус вроде как чуть меньше. Вернее сказать, в разные дни разный, и это, видимо, не результат приёма лекарства... Но главное сомнение в том, что у малыша пониженный тонус мышц спины и шеи...
Вы пишете, что массаж - вспомогательный инструмент коррекции, а ЛФК - основной. А физиотерапия? В стационаре нам делали лазеротерапию и магнитотерапию на спину. Физиолечение рекомендовано каждые 3 месяца.
Ещё раз огромное Вам спасибо! Хочется всё правильно понять, чтобы не навредить ребёнку.
В идеальном случае и то и то надо делать по чуть-чуть каждый раз когда ребенок попадает вам в руки.
Что-то из того или этого.
И каждый раз бороться за доступный ему успех, дети развиваются перманентно, а не скачками, которые, да, мы видим, но это переходы количества в качество.
Надо составить себе список основных проблем, разложить их на мелкие задачи и заниматься в первую очередь ими, подбирая походящие инструменты.
Да, это сложно, это профессиональные задачи, но если вы будете настойчивы, то постепенно разберетесь.
Для начала разберитесь с приоритетами.
Вообще-то. Комменарии в блоге не приспособлены для таких разговоров.
Давайте попробуем перебраться https://groups.google.com/forum/m/#!forum/prostotak
Это гугловый сервис, нечто среднее между форумом и почтовой рассылкой.
Попробуйте разобраться.
Вроде разобралась...
Леонид Михайлович! Здравствуйте! У моей дочери ДЦП, спастикогиперкинетическая форма 3–й степени тяжести. Нарушение осанки. Сгибательно-приводящие контрактуры т/б суставов. Эквинусная установка стоп. ЗПРР. Ей 10 лет. Не сидит, не стоит, занимаясь по Доману, научилась ползать на животе, в правой руке и ногах сильные гиперкинезы. Все делает левой рукой. Мотивации ни какой, ни чего не хочет делать. Вот её видео.
http://youtu.be/q1uqBoIglhg
http://youtu.be/0grjCGbtqUE
http://youtu.be/5vby7SOSIxA
Не могли бы Вы нас проконсультировать онлайн или можно ли к Вам попасть на прием, мы живем в Краснодаре, но можем и приехать? Возможно ли в нашем случае улучшение? Нам от гиперкинезов назначили кланозепам, стало не много полегче, до этого даже не могли выйти на улицу, такие сильные были гиперкинезы, месяцами сидели дома. Спасибо. atamansvetlana@gmail.com
Отправить комментарий