23 декабря 2008 г.

Подготовка к перешагиванию на руках.

Перешагивание на руках бывает очень не просто получить.

Важнейшие ограничители на входе:
плече-лопаточный блок и нестабильность лопатки.

Первый означает, что плечо (не надплечье!) двигается вместе с лопаткой.
Вторая, означает, что мускулатура, определяющая положение лопатки, не справляется со своими задачами.

Прежде чем ехать дальше надо разобраться с этими проблемами, если они есть, но это очередная "отдельная тема", а пока мы считаем, что их нет.

Вначале освоим упражнение, а потом разберемся зачем и почему.

Начнем с маленького эксперимента на себе.

Вспомним позу лежащего стрелка. (Сейчас то и дело биатлонистов показывают).

Ноги широко разведены коленями наружу.
Руки опираются на локти несколько впереди плеч.

Ружье нам не понадобится, просто соединим кисти.
Соединенные кисти положим на пол.

Теперь заваливаем корпус на бок не отрывая локтей от пола.
"Нижняя" рука должна полностью выпрямиться.
Подбираем положение рук с нескольких попыток так, чтобы такие переваливания с боку на бок стали удобны.

Стараемся ноги удержать коленями в стороны, хотя это не у всех может получиться легко.
Имеет смысл попробовать тогда ноги согнуть в коленях и соединить стопы.
(Кому-то из ДЦП-ят их придется придерживать, а кому-то и связывать поначалу.
Не веревкой конечно, вполне удобен длинный шарф.
Между колен тоже что-то может понадобится запихивать.).

Голову заносим в сторону.
Можно ее положить на нижнюю руку.

Осваиваемся в переваливаниях с боку на бок.

Присматриваемся к тому, что у нас получается.

В первую очередь вполне ощутимы натяжения, возникающие в боковых положениях, в то время как среднее достаточно удобно.
(Это из-за выдвинутых вперед локтей.
Удерживающее их напряжение грудных мышц заодно помогает держать голову).

Перевод в боковое положение легко осуществим несколько непривычными, но простыми движениями руками.
С их же помощью вполне успешно можно вернуться в среднее положение.

Теперь попробуем заносить голову в сторону подальше, позволяя локтю "верхней" руки подниматься в воздух.

В некоторый момент окажется, что от дальнейшего заваливания удерживает только нога со стороны "нижней руки".

Ее усилием легко вернуть себя в среднее положение.

Осваиваемся с этой версией.

По дороге обнаруживаем, что вернуть себя в среднее положение можно и подъемом ноги со стороны "верхней" руки, а рука эта мжет быть вообще свободна, ей можно делать, что угодно, в то время как "нижняя" может оставаться совершенно пассивной.

Итого.

1. Простыми движениями рук можно скрутить корпус так, что одна рука освобождается от опорной функции.

2. Умение скручивать корпус, при этом не требуется.

3. Опора переносится на одну руку.

4. Возникает опора на одну ногу.

5. Ноги могут взять на себя управление положением тела, особенно если оно научилось удерживать состояние скрученности.

6. Если научиться чередовать приподнимание локтей, то до бокового переступания осталось чуть-чуть.

Обычно достаточно показать ребенку к чему оно приводит
(во время такого переступания немного подталкивая его в сторону и помогая ставить локти каждый раз в новое положение),
как дети проявляют большой энтузиазм в дальнейшем овладении таким боковым переступанием, которое является нормальной первой формой ползания.

На этом этапе надо максимально уменьшить трение тела и ног по полу.
(Простейший способ -- одеть ребенка до подмышек в мусорный пластиковый мешок или разрезать дно большого пакета с ручками и одеть его как сарафан).

7. Натяжение и давление мощные организаторы движения.
В данном случае они сильно помогают освоить и удержание торсии и управление положением тела ногами, и согласование плечевого и тазового поясов.

8. Если еще немного поиграть, то можно обнаружить и возможность, оставаясь в опоре на локтях и скручивая корпус, переваливать таз, поднимая одну ногу в воздух.
(В версии и согнутыми ногами это гораздо легче, особенно если между коленей подушка, да еще немножко помогать).

9. Дальше можно доиграться до того, что в воздухе оказывается и рука и противоположная нога.
(У Вас то сразу получится, а вот у ДЦП-енка почти наверняка нет, торсионное напряжение нужно уже иметь весьма приличное).

Все эти игры гораздо легче, чем аналогичные на четвереньках, и гораздо более адекватные, в смысле логики последовательного развития.

Норма обязательно проходит через различные их варианты, а ДЦП-ята обычно не могут к ним без посторонней помощи даже подступиться.

Но без них нет нормального выхода
ни на опору на две руки,
ни на одну руку,
ни на одну ногу;
ни на согласование напряжений в плечевом и тазовом поясе,
ни на синхронизацию поясных напряжений с торсией.

В общем весь базовый "боекомплект" необходимый как для ползания так и для ходьбы может добываться здесь, в играх в этой позиции, отлично обеспеченный сенсорными организаторами, но ДЦП-ят к нему обычно не подпускают, требуя, чтобы они встали на четвереньки и поползли исключительно чудесным образом.

Крайне важным обстоятельством является и возможность постепенно сформировать в этих играх высокий тонус мышц спины в грудном отделе, необходимый для правильного продольного ползания.

Посмотрите как ползает норма.

Если представить себе ребенка, правильно стоящего на четвереньках, поставленным в вертикальное положение с сохранением формы позвоночника, то окажется, что он очень глубоко прогнут вперед практически ровной дугой, а голова так запрокинута назад, что лицо смотрит вверх.
Тонус мышц спины при этом настолько высок, что опора на руки не мешает ему удерживать этот прогиб.

Затем, когда ребенок осваивает сидение, эти напряжения в спине берут на себя задачу удержания рук в воздухе.
Они не позволяют плечевому поясу сползать вперед-вниз, обеспечивая фундамент для развития манипуляции.

Комментариев нет: