Итак современное письмо сформировалось с двумя инструментами: каламом (тростниковым пером) и птичьим, а затем стальным гибким пером. Именно под эти инструменты были отработаны шрифты и техника письма. Шрифты и техника под новые инструменты переработана не была.
Это судя по всему, вместе с еще одним фактором, и породило нынешнюю печальную ситуацию.
Характерной общей особенностью традиционных инструментов было ненужность давления для оставления следа и высокие коэффициенты трения создававшие отчетливое сопротивление движению.
(У калама и птичьего пера из-за волокнистой структуры торца, а у стального пера из-за очень маленькой площади опоры и соответственно высокого удельного давления.
После усовершенствования стального пера для авторучек -- появления напайки на его кончике и устранения гибкости у него осталось только одно достоинство отсутствие необходимости давить на перо при письме).
Все изменилось с появлением графитового карандаша. Этот инструмент имеет совсем другие характеристики: он требует давления, как правило большого, но имеет низкий коэффициент трения.
Такие свойства сильно затрудняют контроль положения и движения и возможно только два пути компенсации этой проблемы:
-- увеличение напряжения в руке;
-- увеличение темпа движений.
Никто не объяснял это художникам, но сопоставив две культуры рисования: карандашом и пером, легко увидеть, что точность линии оставлена рисованию пером, а карандашные рисунки оперируют большим количеством простых штрихов, штриховками.
Таким образом художники подобрали технику рисования под новый инструмент.
А школа забыла это сделать и по сей день настаивает на точности.
Самое большое сопротивление движению оказывает гравёрная доска.
И мы можем сказать, что, как понятное следствие из вышеизложеного, только в гравёрной технике возможны столь точные линии как на фрагменте внизу.
А за карандашом последовали шариковые ручки и фломастеры.
Если шариковая ручка по поведению похожа на карандаш -- требует давления, но сопротивление движению мало, то фломастер оказался очень удачным для нашего рассмотрения предметом: он одновременно не требует давления и очень легко скользит.
Но вот ведь что удивительно: дети давят на фломастеры "со страшной силой", прямо таки сокрушительной. Фломастер довольно прочный предмет, но маленькие дети умудряются их ломать!
В чем же дело?
В очень маленьком сопротивлении движению. Которое мешает ребенку определить его траекторию.
Кажется единственный кто догадался, что детям нужно сопротивление движению при обучении письму, был Р. Штейнер.
Как я понимаю, по его просьбе, в начале 20-го века были разработаны восковые мелки, которые активно используются на первых этапах обучения письму в Вальдорфских школах и обладают многими замечательными качествами.
(Просьба не путать продающиеся в каждом магазине якобы восковые мелки с действительно восковыми. Те, что продают в канцтоварах делаются на базе парафинов и обладают совершенно негодными в свете вышеописанного, свойствами очень близкими к графитовым карандашам, тоесть давить на них надо прилично, но скользят они по бумаге как по льду. "Вальдорфские" мелки на сегодня наверно можно купить только через вальдорфские дет. сады и школы. Если кто знает другой вариант дайте пожалуйста знать).
Теперь, когда мы разобрались где собака зарыта можно попробовать подобрать пишущие инструменты для обучения детей.
Оказывается, что выбор не велик. Вернее его просто нет. Во всяком случае в магазинах канцтоваров. Сплошные шариковые ручки, как мы уже разобрались для обучения детей письму непригодные.
Единственный на сегодня вариант -- идти в магазины для художников и выбирать что-то из пастельных, меловых, восковых, акварельных и прочих многочисленных карандашей, например Koh-i-noor'овских проверяя их на низкое потребное давление и высокий коэффициент трения. Ну и конечно на "foolprof", "дуракоустойчивость". Детки как известно не конфетки и все что легко ломается будет сломано.
Ну или добывать правильные, действительно восковые мелки, что не проще.
3 комментария:
"Нельзя дважды войти в одну реку" - Гераклит
я что-то не поняла про сам захват.кина не будет и фирменных мелков тоже.а вот детей масса.КАКИМЕННО НАДО ЗАХВАТЫВАТЬ ТО ЧТО ЕСТЬ_КАРАНДАШИ И РУЧКИ?
Марина, вы еще немного почитайте тему, она не простая. А в лоб на ваш вопрос ответ немного парадоксальный, а именно -- НИКАК.
Нет и не может быть "правильного" захвата. Но может быть (и должна быть) некоторая система навыков, обеспечивающая правильность обращения с пишущим предметом.
Обратите внимание на то, что захват -- статика, а письмо -- динамика и "вместе им не сойтись".
Поэтому лучше неверно говорить о правильной постановке руки, а не о захвате.
А о том как вырабатывать эту самую постановку -- здесь довольно много материалов. Если чего не хватает -- давайте выявим и я допишу.
P.S. Захват, как некоторая координация удержания, конечно есть и обсуждается, но он скорее иллюстрация и следствие правильности, или неправильности, постановки. Вход в него где-то здесь должен был описываться.
Отправить комментарий