28 октября 2008 г.

Чем и как писать детям? Часть I. Без штанов, но в шляпе.

Писали поначалу тростниковыми перьями.







Современные формы письмо приобрело во времена безраздельного господства эластичного птичьего пера.










Птичье перо было вытеснено стальным.











Которое поначалу старательно имитировало свойства птичьего,




но быстро превратились в аналог жесткого тростникового пера.







Соответствующие жесткому стальному перу шрифты были разработаны и введены в школу во времена модерна, но не прижились.

Стилистика письма выработанная во времена птичьего пера сохранила свою привлекательность и откат к тяжеловесным шрифтам времен
тростникового пера не случился.

Сравните:


или



Слева письмо авторучкой имитирующей тростниковое перо, а справа -- птичье.

Причиной отката к жесткому перу по моему мнению явилось массовое распространение карандаша в предписьменной подготовке.

В результате дети при скачковом переходе к перу продолжали по привычке на него давить со всеми вытекающими из этого последствиями. Кляксами, брызгами, порваной бумагой, сломанными перьями.

Им стали давать все более жесткие перья, а карандаши давать все раньше.
Дети естественно давили все сильнее и в некоторый момент методисты сломались.
В школы были введены перья специальной конструкции, на которые как не дави, а линия все равно получалась постоянной ширины.

Даже такие перья все еще имели два преимущества перед шариковыми ручками:
-- Ими было легче писать, потому, что скользили они легко и для получения линии не надо было давить вообще.
-- Угол наклона перьевой ручки был гораздо больше чем у шариковой.

По этим причинам напряжение в руке при письме могло быть гораздо меньше, но это уже не имело никакого значения.
Руки у детей зажимались вначале на карандашах, а затем на прописях и дальше давили они одинаково судорожно на любой пишущий инструмент.

Поэтому шарикоая ручка вытеснила перьевую из школы практически повсеместно, хотя острова сопротивления все еще имеются, и школьные перьевые ручки в продаже есть.

Но авторучек с гибкими перьями в продаже не найти. В каталогах фирм-производителей таковые не значатся.

Хотя уважающие себя фирмы предлагают к своим ручкам выбор из десятка перьев, но это все вариации на две темы:
-- Перья дающие линию постоянной ширины.
-- Перья дающие линию разной ширины в зависимости от направления движения.




Очень маленький процент людей сохранил понимание того, что это еще не все, что нужно для письма.
Практически это только художники и каллиграфы и для них по прежнему продаются нормальные гибкие перья, под которые они уже сами при желании приспосабливают авторучки. Или покупают старые, 20-30 годов.

Таким образом налицо конфликт между свойствами инструментов и ожидаемого результата их использования: требуемыми от детей шрифтами.

Забыли про штаны.

4 комментария:

Unknown комментирует...

Я вот как раз на днях удивлялся: есть Pilot Parallel Pen и Rotring ArtPen с широкимим перьями авторучки, а с тонким - не встречал. Но для себя подумал, что эластичное тонкое перо быстро приходит в негодность (кончик стёсывается об бумагу и при письме начинает цеплять острием).
Разве нет?

Ktyz комментирует...

Нет такой проблемы.
Во первых, во времена расцвета выпускались ручки с мягкими перьями и напайками; во вторых, по мере износа перо начинает просто толще писать, но до этого еще надо дописаться.

Unknown комментирует...

Я недавно слышал мнение Ковердяева на эту тему, что вот, "поработал тонким стальным пером дня три - и надо или менять на новое, или править мелкой шкуркой/камнем". Низ пера стирается, получается утончение (вид сбоку: было "С", стало "<".. почти), которое и цепляет на восходящих, тонких, штрихах. Так что это не я придумал.
Речь была о перьях, которые вставляются в держатель и макаются в тушь.
С другой (третьей?) стороны, если можно такие перья научиться вставлять в авторучку, то... чего ещё желать? :)

Ktyz комментирует...

Совсем тонкие перья и новые не допускают восходящих штрихов. Более толстые да, достаточно легко достигают стадии стачивания, на которой "вдруг" цепляют. Поэтому каждый раз начиная писать стоит опробовать возможности пера.
Если цепляет - легко подтачивается, но для этого нужно иметь совсем мелкие, доводочные камни, последний из которых должен давать глянцевую поверхность.
Гораздо сложнее сделать перо более тонким. Тут уже без лупы и прямых рук не обойтись.
С вставкой в авторучки дело обстоит, к сожалению, не просто.
Подобрать совместимую пару ручка - перо - редкая удача. Систематического текста не эту тему не видел, хотя отдельными успехами народ хвастается.