31 октября 2008 г.

Чем и как писать детям? Часть IV. Толстые или тонкие?

Я как-то ознакомился с каталогом оптовой фирмы канцелярских принадлежностей конца 19 века. Разнообразие предлагавшихся ручек оказалось просто умопомрачительным.
Что впрочем не удивительно.
Палочка. На конце жестяная трубочка. Можно делать хоть на коленке. И желающих делать таки было.
Любых форм и размеров. От хрустальных до черного дерева.

Ознакомился я так-же и с тогдашними рекомендациями авторитетных профессионалов.
Тогда такие были. Обучение письму было отдельной профессией.
Так вот, они все как один говорили, что диаметр ручки должен быть 6-8 мм. И никаких многогранников.
Современный круглый карандаш -- 7 мм. Так что с тех пор ничего не изменилось.

Отчего именно такой диаметр? А оттого, что палочка такого диаметра естественно ложится в расслабленную кисть и ничуть ее конфигурацию не нарушает.

Посмотрите фото Постановка при письме. Захват шариковой ручки. Основной.
и фото 1. Первичная постановка захвата.

Если пристроить ручку к руке предлагаемым образом и немного привыкнуть, то с удивлением обнаруживаешь, что рука совершенно расслаблена, а ручка держится сама.
Держать ее не надо и при выполнении следующих упражнений. (см. соседние альбомчики под номерами 2-8).
При такой постановке напряжения в кисти развиваются только в ответ на "входящие" усилия от соприкосновения со столом.

Таким образом оказывается, что во времена письма птичьим пером была отработана уникальная в своем роде техника владения инструментом, которая затем была перенесена на ручки со стальным пером.

Палочка большей, даже на считанные миллиметры, толщины нарушает конфигурацию кисти, требует адаптации, которая неизбежно превращается в схватывание.
Которое являясь статическим напряжением не может длительно сохраняться в мышцах руки для него не приспособленных, превращаясь в скованность и в дальнейшем в спазм.

Напоминаю: кисть так устроена, что, как пишут физиологи, единственное правильное для кисти положение -- это движение.

Так откуда же пришла эта широко пропагандируемая идея про то, что ручки должны быть толстые?

Во первых понимание уникальности захвата ручки прямо скажем широко не распространено.
Поэтому незаметно произошла подмена его на захват щепотью.
Но этот захват, в отличие от правильного, представляя собой именно схватывание, подразумевает постоянное, равномерное, с трех сторон, обжимание удерживаемого предмета.
С сильным сокращением некоторых мышц пясти.

Предназначенный природой для кратковременного удержания мелких предметов, фиксирующий захват щепотью легко превращается в спазм при длительном его сохранении.

Чем больше предмет удерживаемый щепотью, тем меньше сокращение мышц пясти.
Чем меньше сокращение этих мышц, тем меньше угроза спазма.

Эта тема была отработана лет 50 назад на стоматологических инструментах, рукоятки которых были раньше тонкими, и у стоматологов часто развивалась профессиональная болезнь -- контрактура Дюпюитрена.
Стали делать толстые рукоятки, и решили проблему.
Но стоматологи действительно должны жестко контролировать положение инструмента.

На пишущие инструменты, к которым это решение имеет отношение только при неправильном захвате, его просто распространили.

См. фото. Сравните с фото.

Таким образом толстая ручка, которая действительно уменьшает патологическое напряжение сама же его и провоцирует.

Выход из этого порочного круга -- только через переучивание на правильную технику письма.

Комментариев нет: