23 октября 2008 г.

Основной в современной школе захват ручки.

Так получилось, что при введении шариковой ручки в начальные классы забыли модернизировать под нее захват, отработанный под перьевую ручку.
Аж из школы 18-го века в школу 21-го перекочевало например требование: "верхний конец ручки смотрит в плечо!" не имеющее к современному письму никакого отношения и адекватное только при письме на высоком пюпитре.

Этот 300-летний методический сон не нарушило и массовое распространение шестигранных карандашей, которые еще задолго до школы вызывают у детей закрепление естественного для кратковременного схватывания, но непригодного для письма захвата щепотью.
А заодно закрепление и привычной скованности кисти потому что почти все продающиеся карандаши слишком твердые для детей, ведь пальцы первоклашек раз в пять слабее пальцев взрослых.
При этом никакой нормальный для письма захват не ложится на стороны шестигранной призмы, как впрочем и получающей все большее распространение в "эргономических" карандашах и ручках трехгранной, только захват щепотью.

Из захвата щепотью, при расположении верхнего конца ручки в ямке у основания большого пальца в соответствии с требованиями 300-летней давности, и сложился современный школьный захват надежно запрещающий нужные для письма внутрикистевые координации.

К сожалению неэффективностью свойства этого захвата не ограничиваются.
Кроме того он еще и:
-- Вынуждает двигать ручку при письме всей рукой, "от плеча", резко повышая энергозатраты.
-- Вынуждает держать шариковую ручку очень низко, иначе угол наклона ее оказывается слишком велик и она просто не пишет.
-- Мощные сгибатели большого и указательного пальцев "побеждают" средний, совершенно не приспособленный к боковому давлению, хотя "на помощь" ему приходят безымянный и мизинец со своими не менее слабыми межкостными мышцами. Это вызывает дополнительную скованность и увод кончика ручки в сторону мизинца.
-- К приводящей мышце большого пальца естественным образом подключаются приводящие мыщцы кисти, ведь они как правило работают вместе, и уводят кисть еще дальше направо.
-- Все это приводит к тому, что кончик ручки "прячется" под кистью и ребенок вынужден наклонять и поворачивать голову, чтобы его видеть. Ведь все прописи вынуждают следить за кончиком ручки.

Ко всему этому присоединяется страсть производителей делать ручки скользкими, особенно "эргономические", обрезиненные. У детей потеют руки, а пластик и особенно резина обладают крайне низкими коэффицентами трения по мокрым поверхностям.

Естественные последствия сочетания трех факторов:
-- Шариковой ручки требующей небольшого угла наклона.
-- Привычки слишком сильно давить на ручку, воспитанной на карандашах
-- И захвата щепотью.
Следующие:
-- Ребенок непродуктивно напрягается.
-- Он наклоняется и скручивается при письме, зарабатывая сутулость, близорукость и сколиоз.
-- Пишет очень медленно.
-- Быстро устает от такого письма и физически и психически и теряет желание учится.

Фото.

Комментариев нет: